Идентификация чакр со структурами физического тела и представление, что внешние методы могут быть использованы для их раскрытия - не более чем злоупотребление наукой о кундалини. Всемирно известный учитель объясняет - почему.
Чакры стали наипопулярнейшей темой в мировоззрении Нью Эйдж, в альтернативной медицине и йоге, также как и кундалини - змеиная энергия, питающая их. Однако образовалась огромная пропасть между тем что вкладывают в это понятие сегодня и тем как оно представлено в традиционных трактатах йоги. Сегодня чакры используют главным образом для оздоровления физического тела. В этом отличие , и наилучший предварительный шаг, в йогическом процессе самореализации, который выражается в продвижении за пределы и тела и ума. Раскрытие чакр требует радикальных изменений в сознании, которые становятся очевидными после многих лет медитативной практики. И здесь вопрос не в эмоциональном раскрытии или физическом очищении.
Это произошло с понятием чакр, так же как непосредственно и с понятием йоги. В йоге понятие медитации определяется как "способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь" (Йога-Сутры 1.2) Но сегодня йогу понимают прежде всего в смысле асан (йоговских поз), которые на самом деле являются лишь одним из средств достижения состояния йоги. Шакра (а не "чакра", как большинство произносят) - буквально обозначает колесо, "то что вращается". В йогической литературе этот термин относят к семи жизненным центрам в тонком или астральном теле, теле жизненной энергии, лежащей в основе физического тела. Их активизация позволяет достигнуть более высоких состояний сознания, ведущих к пониманию Истинного Я. Однако сегодня, чакры, подобно йоге, определены в физических терминах, которые затеняют их реальную цель и функцию.
Неправильные представления относительно исцеления чакр.
В понимании философии Нью Эйдж, дисбаланс или долгосрочные блокировки в чакрах считаются корнем заболеваний, которые исцеляются корректировкой функции соответствующей чакры. Это ложное представление породило целый класс целителей, которые утверждают, что могут излечить наши чакры для нас. Другие утверждают что способны подпитывать наши чакры, и таким образом не только исправить то, что беспокоит нас, но также и дать нам внутреннее знание и опыт. Некоторые из этих процедур могут быть очень дороги, и многие неплохо зарабатывают на этом.
Большинство чакроцелителей сегодня используют внешние способы типа драгоценных камней, трав, работы с телом, звуковой или цветовой терапии, и целительных вибраций; часто используют различные аппараты для обработки чакр. Кроме того, психоцелители утверждают, что в работе с чакрами непосредственно используют свои умственные или оккультные силы. Работа с чакрами такими методами, как предполагается, открывает или пробуждает их, или стимулирует высшие состояния сознания в обрабатываемом человеке.
Йогический подход нацелен на открытие чакр, но не для лечебных целей или извлечения полезных оккультных сил, но как часть процесса Самопознания. Для этого йога использует внутренние практики мантры, пранаямы, медитации, которые мы должны выполнять непосредственно сами; внешние средства, типа диеты или трав - являются только вторичными пособиями.
Согласно системе йоги, в обычном человеческом состоянии, которое редко является трансцендентным без поддержания духовной практики, чакры закрыты, то есть они не функционируют полноценно. Результат этого - не болезнь, но невежество. Это невежество состоит в понимании внешнего мира как истинной реальности и в жизни без осознания истинного Я, которое не есть ни тело, ни ум, но осознающее - свободное сознание. Чакры могут быть закрыты, и однако, можно быть здоровым, эмоционально сбалансированным, мыслить творчески и иметь успех во многих областях жизни. Цель открытия чакр - не улучшение способностей в обычных областях человеческой жизни, но возможность идти вне пределов нашей смерти и изменчивости, к достижению бессмертной сущности.
Сегодня, чакры вообще описываются как центры силы в пределах физического тела, с сушумна, нади или центральным каналом, идентифицированным со спинномозговым каналом. Чакры связаны с различными спинальными центрами и физиологические процессы, которыми они управляют, типа пищеварения, дыхания или размножения. Однако, традиционная йога рассматривает влияние чакр на физиологические функции только вторичным путем.
Текущая тенденция путать чакры с их соответствующими функциями в физическом теле основана на недостатке понимания природы и функции тонкого тела. Тонкое тело - это тонкая копия физического тела, и имеет подобную форму. И все же оно составлено из наилучшей материи в физическом мире космоса. Оно принадлежит другому плану существования, к которому мы обычно входим в контакт только в состоянии сна или после смерти. Тонкое тело позволяет жизненной энергии поступать в физическое тело; без нее тело даже не может двигаться. Тонкое тело всегда активно в пределах физического тела, как источник его витальности. Хотя его деятельность затенена завесой физиологических состояний.
Чакры не являются частью обычного функционирования тонкого тела. Они играют существенную роль только в состояниях повышенного информационного обмена или духовного пробуждения. Они представляют открытие или соединение тонкого тела с внешним сознанием. В то время как мы можем коррелировать физическую и тонкую компоненты тела и их функции, мы должны понимать, что эти два - еще не все, а духовно открытое астральное или тонкое тело - это нечто более совершенное.
Кундалини.
Если чакры становятся функционирующими, они нуждаются в другом, много более высоком источнике энергии, чем тот, который может обеспечить физическое тело. Эту роль играет кундалини или змеиная энергия, которая находится бездействующей в тонком теле. Кундалини - не физическая сила, и при этом она не является энергией, которой можно управлять своей волей. Это сконцентрированная энергия сознания или внимания. Она не является энергией бессознательной, а скорее энергией, которую проявляет сознание, когда оно становится свободным от мысли. Только, если человек имеет однонаправленный ум, кундалини может верно вступать в действие, потому что только тогда индивидуум имеет возможность перемещения вне мысли.
Пробуждение кундалини требует, чтобы прана или сила жизни вступили в сушумну или центральный канал. Это происходит, когда прана, берется из прямой фиксации мыслительного процесса, обрабатывающего события внешнего мира. Пока наша жизненная энергия идентифицирована с физическим телом и его функциями, она не может быть забрана в центральный канал. По этой причине, пробуждение и раскрытие чакр создает состояние самадхи, в котором мы оставляем обычное сознание. В начале этого обычно возникает состояние транса, в котором мы перестаем осознавать физическое тело. Далее это подобно пробужденному состоянию сознания, без какого-либо ухудшения физического состояния, но в этой стадии, больше нет истинной идентификации с физическим телом.
Чакры и физические органы.
Поскольку санскритские термины несколько громоздки, появилась тенденция назвать их по физическому местоположению: коронная чакра, межбровная чакра, горловая чакра, сердечная чакра, пупочная чакра, половая чакра, и корневая чакра. С одной стороны это удобно, с другой это усиливает тенденцию путать чакры с физическими органами. Более точный и простой способ называть чакры по имени тех элементов, которыми они управляют: земля для основания позвоночника, воды для моче-половой области, огонь для пупа, воздух для сердца, эфир для горла, интеллект для третьего глаза, и самосознания для коронной чакры.
Однако, существуют космические функции данных элементов, к которым дают доступ чакры, когда они открыты, а не в обычной роли, как компоненты нашего индивидуального существования. Открытые чакры обеспечивают знание единства объективных непосредственных составляющих вселенной (элементов), наряду с инструментами познания (органы чувств) и инструментами действия (органы действия), которые являются субъективными непосредственными составляющими вселенной. Когда чакры открыты, мы испытываем космический характер этих элементов в пределах наших собственных глубин понимания.
Чтобы функционально включать тонкие центры, плотные или физические центры должны быть помещены в состояние расслабления или равновесия. Именно поэтому методы йоги развивают неподвижность тела, дыхания, чувств и ума (асана, пранаяма, пратьяхара, и дхарана). Должным образом открытая водяная чакра, например, это нечто отличное от простого усиленного сексуального возбуждения. Напротив, требуется, чтобы физически сексуальные органы входили в состояние временного ожидания, и тогда лишь сексуальная энергия будет сублимирована.
Точно так же, состояние открытой воздушной чакры весьма отличается от преувеличенной уязвимости, или чрезмерно эмоционального состояния. Чтобы пробудить эту четвертую чакру, мы должны идти вне простых персональных эмоций и видеть космическую энергию подоплекой всех эмоциональных флуктуаций. Это требует открытия универсального чувства сострадания и преданности, и контакта с универсальной жизненной силой.
Строго говоря, поэтому, не имеется такой чакры как сексуальный центр, или сердечный центр, или любой другой чакры, как простой физической функции. Просто существует чакра, расположенная в тонком теле в регионе, который соответствует области половых органов в физическом теле и которая является его тонкой копией. Однако, должным образом открытая чакра - не обеспокоена функцией физических половых органов, но связана с космическим элементом воды и ее соответствующим действием. Называние ее сексуальным центром - приведет к неверному истолкованию.
Признаки открытой чакры включают соответствующий контроль над телом и отрешенность от физических элементов и органов. Пока индивидуум привязан к физическому телу и его функциям, тонкие органы не могут вступать в игру. Пробуждение сознания в тонком теле вовлекает способность снижать значимость плотного тела и его функций подобно тяжелому пальто, которое больше не необходимо в теплый летний день.
Признаки раскрытия чакр.
Чтобы определить признаки, которые наблюдаются, когда чакры открыты, позвольте провести исследование их раскрытия, чакра за чакрой. Заметьте что эти признаки общие. Опыт же получается разный касательно явлений и энергий. Главный опыт - углубляющееся чувство единения Вселенной с природой вашего собственного Я.
Чакра Земли.
Когда первая чакра раскрывается, индивид познает принцип космического элемента земли, он получает знание о подлинном единстве всех твердых структур материи , как кристаллизованной энергии сознания. Индивид получает опыт свойств космического элемента земли - таких как твердость, прочность, плотность и текстура - как различные состояния вибрации собственного сознания. Можно почувствовать различные тонкие или астральные ароматы. Точно так же он понимает все формирующие действия во вселенной как различные работы космической земной энергии, в ее способности производить и удерживать форму.
Чакра Воды.
Когда открывается чакра Воды, практикующий проникает в сущность космического элемента воды и получает непосредственное понимание всеобщего единства всех жидких структур материи. Он получает опыт свойств элемента воды - таких как мягкость, влажность, прохлада, и текучий характер - как различные состояния вибрации в собственном сознании, можно чувствовать различные тонкие или астральные вкусы (расы), которые исходят от всех опытов. А так же он понимает все очистительные действия во вселенной как различные работы космической водной энергии в ее очистительной роли.
Чакра огня.
Когда открывается третья чакра, йог познает проявления космического элемента огня и проникается пониманием единства всех излучающих субстанций материи, как кристаллизованной энергии сознания. Он получает опыт качеств элемента огня: свет, цвет, высокая тепло, и освещение - как варианты вибраций энергии своего сознания. Можно также получить опыт тонкого зрения и видения, и чувствовать сияние или ауру вокруг предметов. А так же он понимает что в основе всех появлений во вселенной работы космической энергия огня лежит ее энергия освещения.
Чакра Воздуха.
Когда открывается четвертая чакра, индивид познает принцип космического элемента воздуха, он получает знание о единстве сущности всех газообразных структур материи , как кристаллизованной энергии своего собственного сознания. Он получает опыт свойств космического элемента земли - таких как движение, непостоянство, тонкость, и проникновение - как различные состояния вибрации собственного сознания. Можно почувствовать тонкие энергетические контакты, и почувствовать основную вибрацию энергии как космическую силу жизни. А так же он понимает, что в основе всех коммуникаций во вселенной лежит принцип работы космической воздушной энергии в ее возбуждающей роли.
Чакра Эфира.
Когда пробуждается пятая чакра, индивид познает принцип космического элемента эфира, он получает знание о подлинном единстве всего космоса во вселенной, как кристаллизованной энергии сознания. Индивид познает качества космоса - таких как легкость, тонкость, распространение, и ясность - как различные вибрирующие состояния собственного сознания. Можно также почувствовать тонкие звуки, и познать единую пространственную структуру вселенной. А так же он понимает в основе всех колебаний во вселенной работу космического элемента эфира как их матрицы.
Интеллектуальная чакра Третьего Глаза.
Когда пробуждается шестая чакра, индивид познает принцип космического ума, он получает знание о единстве всех видов сознания во вселенной, в виде кристаллизации энергии осознания. Индивид познает качества сознания - такие как проницательность, творческий потенциал, способность к различению и отрешенность - как различные вибрации в собственном сознании. Он приобретает способность объединять все космические элементы и их соответствующие органы и функции благодаря деятельности своего пробужденного сознания. Он получает возможность постоянно пребывать в состоянии сознания, в котором имеется непрерывный поток божественного восприятия. Он понимает, что все наши мысли - это проявление космического принципа сознания.
Чакра Самоосознания.
Когда пробуждается седьмая чакра, индивид познает самого себя, или чистое сознание, как единственную действительность лежащую в основе сущности вселенной. Он познает такие качества сознания как бесконечность, бессмертие, умиротворенность и блаженство - как собственную природа и основную природу вселенной. Он достигает самоосознания и пребывает в состоянии самореализации. Наблюдает себя во всех, а так же присутствие всех существ в себе. Он осознает, что все вещи являются проявлением Высшего Я, которое является единственной действительностью.
Таковы основные признаки пробуждения тонких энергий и способностей, вроде познания тонких звуков, образов, видение божеств, и так далее, вообще в области третьего глаза. Но такие опыты могут проявиться и намного раньше раскрытия любой чакры.
Психические опыты и силы.
Каждая чакра может давать понимание различных уровней проявления вселенной или различных миров вне физического. Соответствующие подпланы астральной вселенной, которые являются совершенно изумительными вне чего - либо в физическом мире, могут стать доступными нашему опыту. Мы можем также получить понимание тонкой работы природы, чувств, силы жизни, и процесса космического созидания и сил в нем.
B все же не все йоги выбирают исследование миров или способностей, связанных с чакрами. Много величайших джнани, или йогов, идущих по пути знания, стремились слиться непосредственно с чистым единством или Абсолютом. В их пробуждении они едва ли обращают внимание на различия чакр и их функций. Рамана Махарши - яркий представитель таких йогов. Для него имелась только одна чакра или центр - Я, от которого произошли все явления и тонких и плотных миров и тел подобно изображениям, замеченным в зеркале или в пузырьках на волнах моря.
Преждевременное открытие чакр.
Открытие чакр требует чистоты тела, сердца, и ума. Это не может быть сделано ни преднамеренно или принудительно, ни при состоянии эмоционального дисбаланса. Попытка пробуждать кундалини, не очистив сначала тело и ум, часто ведет к побочным эффектам, в которых сознание или праническая сила становится нарушенными, и это кончается различными иллюзорными опытами. По этой причине, традиционная литература йоги всегда подчеркивала важность правильной жизни (например, вегетарианская диета и управление сексуальной энергией), и правильных жизненных позиций (типа отказа от насилия, несобственничество, и других соблюдения ограничений, воплощенных в яме и нияме).
Возможно иметь кундалини или опыты раскрытия чакр, хотя большинство опытов, отмеченных как преждевременное пробуждение кундалини - фактически нервные или ментальные расбалансировки более прозаичной природы. Если ум не очищен, все еще может иметься усиленная деятельность более нижних чакр, которая выражается в возрастании соответствующих физиологических побуждений. Именно поэтому тексты йоги заявляют, что существа асурические или с высоко эгоцентричной природой могут открыть чакры до уровня пупа, но их опыты будут испорчены, и функционирование чакр будет расстроено.
Ограничения целителей.
Некоторые целители могут быть способны затронуть физический двойник чакры с помощью вспомогательных средств или используя психические энергии, и это может быть полезно для обработки различных физических или эмоциональных проблем - но истинное пробуждение чакр не может быть выполнено для вас посторонним человеком. Никакой другой человек, аппарат, или объект не могут открыть ваши чакры для вас на их уровне йогического функционирования. Использование некоторых диет, трав, или драгоценных камней могут быть полезны в подготовке пути для открытия чакр, но они - только внешняя поддержка. Они могут не больше открыть чакры, чем может, асаны сами по себе производят медитацию. Гуру, или один из тех чье внутреннее сознание пробуждено, может предоставить вам руководство или начальный опыт, но не могут сделать эту работу вместо нас. Реальное открытие чакр требует практики знатока йоги, который долгие годы, а иногда всю свою жизнь, совершенствовался в глубоких йогических методах пранаямы, мантрах и медитациях наряду с дисциплинированным образом жизни.
Прежде всего мы должны понять, что открытие чакр - не цель сама по себе, но часть процесса самореализации, который происходит прежде всего также через сдачу божественному (бхакти или йога преданности) или изучению истинной природы (джняна или йога знания). Текущая тенденция сосредотачиваться на технических особенностях чакр более, чем на развитии преданности или мудрости, показывает, что мы не поняли, какая духовная практика - действительна для нас на самом деле. Это аналогично большей заинтересованности физиологией живота чем качеством продуктов, которые мы едим. Чакры - это карты. Они показывают дорогу и указывают побочные пути, на которые можно сбиться. Что действительно важно, это соединиться с той Целью, к которой каждый идет помимо всех стремлений.
Сиддхи.
Трактаты йоги повествуют о различных сиддхах, необычных способностях, таких как способность к левитации, или способности становиться столь большим или маленьким, как кому нравится. Когда чакры открыты, эти соответствующие силы в тонком теле могут быть получены. Эти сиддхи имеют отношение прежде всего к тонкому телу, и, как любая тонкая материя, являются очень изменчивыми. Почти невозможно перевести эти сиддхи в физическое тело, грубое и плотное, каким оно является, и в любом случае, это - не цель методов йоги.
Кроме того, существует много тонких энергий, которые существуют между обычным физическим сознанием и пробуждением истинной кундалини и чакр. Мы не должны расценить каждый экстраординарный опыт как просветление или опыт кундалини. Видение, внетелесные опыты, трансы, ченнелинг, мистические сны; гениальные вдохновения различных видов и другие таких состояния часто происходят в другие частях сознания, и - не обязательно являются духовными опытами. Даже, когда они законны, такие духовные опыты могут все же быть далеки от реального пробуждения кундалини, и конечно они не должены быть перепутаны с самореализацией, которая требует полного развития нашего осознания, не присваивая наше "я" ни к какому объекту или опыту вне себя.
Девид Фроули является одним из немногих западных людей, признанных в Индии как Ведачарья, или преподаватель древней мудрости. Он - автор различных книг по темам Вед, включая "Мудрость древних провидцев: мантры Ригведы." и "За пределы ума.", которые также были изданы в Индии, Он является директором Американского Института изучения Вед. Почтовый ящик 8357, Santa Fe, New Mexico 87504
перевод статьи из журнала «Yoga International» май-июнь 1993г.