Как вы считаете, заинтересуется ли слепой от рождения человека тем, что такое свет или цвет? Для него эти слова, которыми пользуются зрячие, – пустой звук и не имеют для него смысла. Точно так же глухой от рождения не будет интересоваться теми звуками, которые слышит человек с нормальным слухом. Правда, говорят, что некоторые глухие могут воспринимать звуки спиной, но, вероятно, их восприятие не похоже на то, что воспринимают нормально слышащие. И, возможно, обсуждая качество звучания того или иного музыкального инструмента, они будут говорить о разных вещах. Возьмем еще один пример. Человек при помощи органов чувств и соответствующи им нервных центров в головном мозгу воспринимает внешний мир во всем его разнообразии. Но в действительности того, что он воспринимает не существует, потому что атомы, из которых состоит материя, и всевозможные поля не имеют воспринимаемых человеком качеств. В таком случае зрячего человека можно сравнить со слепцом, который воспринимает мир в своем диапазоне реальности. А теперь представим себе, что нашелся какой-то могущественный волшебник, который однажды сказал людям: "вы все слепые, потому что видите реальность не такой, какая она есть в действительности. То, что вы воспринимаете, в реальности не существует – нет ни света, ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ни… а мир в действительности выглядит вот так…" и отнял у людей способность воспринимать мир при помощи органов чувств. Тактильные, температурные, болевые рецепторы перестали воспринимать привычный прежде мир, человек перестал его видеть, слышать и обонять, вкусовые и мышечно-суставные рецепторы оказались неспособными к восприятию, перестал функционировать вестибулярный аппарат, определяющий положения тела в пространстве, и исчезло чувство времени, вместе с которым у человека исчезло из памяти все его прошлое, так как оно удерживается в потоке времени, проходящем через каждого человека. Исчезло бы для человека и чувство пространства. И человек в этом случае погрузился бы в ничто. Ничто – это даже не мрак, не безвременье, не пустота, потому что они имеют свою противоположность, и для описания этого "ничто" не существует слов. У человека остались бы только чувства, не имеющие под собой никакой реальности: Они просто есть, без всякой на это причины. Можно даже сказать, что человек в этом случае стал бы этим чувством, потому что в его Вселенной оно является единственной реальностью.
После этого, могущественный волшебник вновь вернул людей к их иллюзорной реальности и сказал: "Вы сейчас были за пределами своих иллюзий, вы были в реальном мире". Но люди ответили ему, что они нигде не были и не понимают, о чем он говорит. И это их утверждение было верным, потому что человеческая память основана на времени, восприятия которого люди в этом случае на некоторое время были лишены.
Но мир, состоящий из атомов и различного рода энергетических полей, в это время все же существовал, и они не воспринимали его только потому, что не имели для восприятия такого мира соответствующих ему органов чувств. А если бы у человека была возможность воспринимать реальный мир таким, какой он есть в действительности, согласился бы он жить в таком мире или нет, принял бы он его или не принял? Ведь весь прежний опыт его взаимодействия с иллюзорным, прежним миром стал бы не нужным в мире реальном. Поэтому многие слепые, после возвращения им зрения, хотят вернуться в прежний, хорошо известный им мир без света, так как в мире света они вынуждены приобретать другой опыт.
Сейчас мы рассматривали некоторые варианты иллюзий и реальности, связанные с нашими органами чувств, хотя в действительности этот принцип имеет более широкое значение. Реально человек может принять только то, что может в нем найти для себя опору и это будет выглядеть как расширение его прежнего опыта. Например, он посчитает интересным для себя получить опыт общения в ультразвуковом диапазоне частот – т. е. расширить свой прежний опыт, но он не будет в этом видеть смысла, если не осознает практическую необходимость такого рода восприятия. Человек всегда стремится возвращаться в свое удобное русло восприятия, в обжитое русло своих идей, в ту клетку, которая похожа на другие клетки, в которых сидят такие же, как он, люди. Человек становится как бы слепым для того, что для него непривычно, что не является стандартным. В той реальности, к которой он привык, ему удобнее ориентироваться, даже если эта прежняя реальность – ложная. Эта слепота может быть на уровне осознания, и тогда он будет отвергать новые или необычные идеи, она может быть информационная - на уровне ума, тогда новая информация кажется человеку совершенно не интересной, эта слепота может быть витальной, при которой он не может сопереживать другому человеку, и она может быть физической, когда он не способен выполнять какие либо движения, непривычные для него. Поэтому наше сознание может принять только то, что опирается на уже содержащееся в нем, пусть даже в скрытом или усеченном виде. Наш ум будет принимать только ту информацию, которая расширяет информационное поле прежней. Но чтобы это произошло, чтобы новая идея или новая информация были приняты, необходимо соединить их с тем, что уже прежде было известным и принятым. Это одна из причин, почему люди нередко не понимают или не хотят понимать друг друга. Идеи Шри Ауробиндо о супраментальном человечестве многими религиозными людьми не могут быть приняты, потому что они необычны и не имеют связи с той информацией, которая прежде уже была известна людям. Поэтому для автора было очень важно обосновать необходимость этих идей для современного человека, опираясь на ту информацию, которая была известна людям и к этому времени уже у него была. Второй причиной может быть логика, которую ум отвергнуть не может, так как она является его основным инструментом при взаимодействии с миром. С этих позиций повторение того, о чем уже говорилось прежде, - это своего рода привязывание нового материала к тому, что уже было известно человеку, что в конечном счете создает непрерывность и целостность идеи. И это необходимо не только при передаче информации, но и при строительстве информационного моста в неизведанное. Когда наше сознание прикасается неизведанного, в нем начинает пробуждаться восприимчивость этого неизведанного, без чего невозможно дальнейшее духовное восхождение.