Дыхание Недвойственности

Объявление

Афоризмы от Мистерии Звёзд: Во сне, зеркале, в воде пребывает мир. Чтобы убрать мир, который снится, нужно не спать. Чтобы убрать вещи, которые отражаются в зеркале, нужно не смотреться в него. Чтобы убрать вещи, которые наполняют мир, нужно опорожнить сосуд, вмещающий их. Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там. Вот почему мудрые не устраняет мир, а устраняет знание о нем.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дыхание Недвойственности » Шакти-янтра (работа с энергией) » Глава 8. Три великих сущности и три конституции (доши)


Глава 8. Три великих сущности и три конституции (доши)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Три великих сущности

Внутри физического тела пребывают три великих сущности — прана, теджас и оджас.

Прана

Прана представляет собой внутреннюю сущность элемента воздуха, действующего в мире материи и в теле. Пране соответствует конституция «ватта».
Конституция ветра (ватта-доша) является активной побочной формой великих элементов воздуха и эфира, где преобладает воздух. Можно сказать, что это неустойчивая форма праны.
Прана — жизненная сила воздуха, удерживающая вместе тело, энергию и сознание.

Теджас

Теджас и питта являются внутренней сущностью элемента огня, который проявляется в материальном мире и в теле. Теджас — жизненный огонь в теле.
Теджасу соответствует конституция «питта». Субстанция питта — это побочная активная форма проявления элементов, возникающая из комбинаций огня и воды в телах живых существ, где преобладает огонь.
Теджас подобен огню плавильной печи, он сжигает кармические границы между телом, энергией и сознанием. Это духовная сила, возникающая в теле йогина в результате аскетизма или концентрации.

Оджас[Оргазм, сопровождающийся потерей энергии и семени или секреторной жидкости, приводит к значительному уменьшению запасов оджаса, особенно у мужчин. У женщин такие потери меньше, поскольку они обладают большим запасом энергии красной бинду, однако они теряют энергию во время месячных, поэтому йогиня должна овладеть практикой, которая уменьшает потери энергии (сахаджроли) и направляет энергию вверх по позвоночнику (йони-мудра). Сохранение семени и секреторной жидкости и ее последующая трансмутация в оджас и аккумуляция оджаса — краеугольный принцип основных тантрических практик, где работают с каналами, бинду и пранами.]

«Оджас» означает «то, что дает жизненные силы». Оджас — это субстрат всех гормональных секретов в теле, квинтэссенция семени. Оджас — это внутренняя сущность элемента воды, действующая в теле. Это духовная сила йогина, возникающая в результате целибата и самодисциплины.   
Человек получает оджас при зачатии и использует его в момент роста. Уменьшение оджаса на две трети вызывает старение, а истощение приводит к смерти. Пока человек обладает достаточным запасом оджаса, ему не грозят старость, болезни и смерть.
Оджасу соответствует конституция «капха». Субстанция капха — это нечистая грубая инертная форма оджаса в теле. Капха-доша является побочной грубой активной формой элементов, происходящей от сочетания воды и земли, где преобладает вода.
Оджас подобен тонкой вяжущей субстанции, соединяющей тело, энергию и сознание в единое целое. Местом его хранилища считается муладхара-чакра.

0

2

Три конституции (доши)

Три доши во вселенной и в теле человека таковы:
~ ветер — ватта,
~ огонь — питта,
~ слизь — капха.
Ватта происходит из соединения пространства и воздуха. Питта происходит из соединения огня и воды. Капха происходит из соединения воды и земли.
Ватта-доша — самая сильная из трех. Она управляет движением и перемещает питту и капху. Она легкая, сухая, холодная, подвижная, шероховатая, тонкая, изменчивая.
Питта управляет теплом, химическими реакциями, температурой. Она горячая, легкая, тонкая, текучая, кислая или дурнопахнущая, подвижная или жидкая.
Капха — маслянистая, влажная, тяжелая, вязкая, холодная, гладкая, плотная, медленная. Капха поддерживает вес и все связи в теле человека.
Ватта и питта — легкие, капха — тяжелая. Ватта и капха — холодные, питта — горячая. Питта и капха — влажные, ватта — сухая.
Все тяжелое усиливает капху, все горячее усиливает питту, все сухое усиливает ватту.
Люди типа ватты любят тепло и плохо переносят холод, люди типа питты не любят жару и стремятся к прохладному, люди типа капха любят смену сезонов.   
Места ватты: толстая кишка, бедра, уши, кости, органы осязания.
Места питты: тонкий кишечник, желудок, кровь, пот, органы зрения.
Места капхи: грудь, горло, голова, желудок, жир, плазма, нос, язык, ребра.
Три доши невидимы. Они проявляются в теле как преобладание, влияние тех или иных качеств.

Телесные носители трех дош в теле:

~ носитель ватты — ветер,
~ носитель питты — желчь,
~ носитель капхи — слизь.
Если в теле сбалансированы три доши, то сбалансированы также пять пран и пять элементов, поскольку они проявляют себя через три доши.

Три доши и сезоны

В большей части стран, где климат имеет четкие зиму, весну, лето, осень:
~ зимой накапливается капха, весной наступает ее избыток, дающий вялость, тамас и отеки,
~ весной накапливается питта, летом наступает ее избыток, а капха уравновешивается,
~ летом накапливается ватта, осенью — усиливается и преобладает, а питта уменьшается, ватта же балансируется или уменьшается зимой.
Уменьшение или преобладание дош учитывается йогином во время практики, однако для того, кто контролирует праны и элементы, это не очень существенно.

Три доши и возраст

До шестнадцати лет в теле преобладает капха-доша, тело набирает вес и силу.
После тридцати лет доминирует питта.
После шестидесяти лет доминирует ватта.

Три доши и время суток

Днем, когда тепло, преобладает питта, ночью, в холод — капха. Ватта преобладает при смене дня и ночи — на рассвете и на закате.   
В течение суток влияние дош распределяется так:
~ от рассвета до середины утра преобладает тамасичная капха,
~ затем излишки воды мало-помалу исчезают, и тело разогревается, находясь под лучами солнца,
~ от середины утра до середины дня жар в теле увеличивается до максимального — преобладает питта,
~ от середины дня до сумерек тело постепенно остывает, и доминирует ватта,
~ затем капха преобладает от сумерек до истощения первой трети ночи,
~ питта преобладает в часы до и после полуночи,
~ предутреннее время — действие ватты.

0


Вы здесь » Дыхание Недвойственности » Шакти-янтра (работа с энергией) » Глава 8. Три великих сущности и три конституции (доши)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно