"Воистину, Я — высший Брахман, неуничтожимый, известный как Васудэва — кто с уверенностью так размышляет, тот свободным станет".
Шанкара, "Созерцание Брахмана", 2

Каков путь Лайя-йоги?

В традиции авадхутов обычно учитель дает живую передачу самоузнавания ученику "пратья бхиджня даршан", что называется "от сердца к сердцу", прямо указывая на реальность "как она есть", спонтанно пробуждая его джняну. Получив некоторый вкус переживания (раса), ученик обретает веру (шраддху) — свое истинное состояние, и, запомнив его, пытается развить в непрерывную погруженность — сахаджа-самадхи (бхава-самадхи) вплоть до полной реализации (сакшаткара).

"О, разум! Медитируй с убеждением: "Я воистину высший Брахман, ибо сущность моя — чистое сознание, и нет для меня привязанностей".
Шанкара, "Созерцание Брахмана", 3

Итак, от небольшой вспышки ясности и недвойственности — к устойчивому погружению (бхава) и до полной Реализации — сакшаткара (саруба-самадхи).
Для начинающего, прежде чем открыть подлинное состояние погруженности в осознавание без усилий, необходимо пройти ступень самадхи.

"Прекращением дыхания, устранением восприятия и остановкой деятельности ума йогин достигает успеха в Лайя-йоге.
Когда прекращается мышление — это Лайя. Нет слов, чтобы описать это, лишь йогины могут постичь это на опыте. Я говорю "Лайя". Но что такое Лайя? Прекращение действия кармы и забвение всех объектов — вот что такое Лайя".
"Хатха-Йога-Прадипика", 4.30-4.33

Для начала ученик должен закрепить "расу" — временное переживание естественного нерожденного ума, испытав лайя-самадхи.

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии "самадхи" личное сознавание сливается с высшим сознанием".
"Саубхагьялакшми Упанишада", 5.26

В чем же отличие Лайя-йоги от десятков других йог, тоже ведущих к самадхи (Раджа-, Кундалини-, Мантра- и т.д.)?

В Лайе самадхи достигается за счет естественного созерцания без усилий, а не метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайе нирвикальпа-самадхи — не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких — сахаджа-самадхи и саруба-самадхи. Саруба-самадхи предполагает просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится "не практикой" — "не методом" — "анупайя", "не медитацией", так как любое усилие является помехой.
Сахаджа-самадхи — это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий, погружен в присутствие Атмана независимо от того: ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Достигается оно через поддержание "расы", переданной Гуру. Такая погруженность и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, все объединяется с присутствием в этом состоянии. Все больше отдаваясь этому чувству ("прапати" — самоотдача), йогин растворяет "Я" в Высшей Реальности Брахмана.

"Независимо от того, достигнуты сиддхи или нет, он погружен в непрерывное блаженство".
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.78

Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры — "Нираламбха". В этом самадхи он окончательно узнает свое "Я" как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель — погруженность в Атман, средство — тоже.
Для полной реализации этого состояния йогин использует "санкальпы" — особые медитативные формулы, медитации, шамбхави-мудру, Нада-, Джьоти-йогу, техники Йога-Нидры и Кундалини-йоги.

"Лайя-сиддхи-йога-самадхи.
Совершив йони-мудру, представляй, что ты есть Шакти, а Параматман — Пуруша. Эти двое соединяются. Так ты становишься полным блаженства и достигнешь "Ахам Брахма Асми" — "Я есть Брахман"
"Гхеранда Самхита", 7.12

Узнав свой ум — Чити как безграничное пространство подобное небу, йогин учится поддерживать его не отвлекаясь на пути к высшей цели — саруба-самадхи — трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания — Чити-Шакти.
Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; свое тело — как иллюзорное, а свою чистую энергию — как божества, звук — нада и свет — джьоти.
Силой созерцания только своего ума он пробуждает Кундалини и начинает растворять элементы физического тела.

"Пусть йогин сделает свой ум самоподдерживающим и не созерцает ничего иного".
"Шива Самхита", 5.170

"Йогин достигает этого успеха Шамбхави-мудрой — устойчивым взглядом в пространство без моргания. Это тонкое созерцание, труднодостижимое даже для богов, оно — великая тайна".
"Хатха-Йога-Прадипика", 6.22

Наряду с непрерывным поддержанием естественной осознанности (сахаджа-стхитти), он применяя особые мудры (Шамбхави, Шанмукти), Нада-, Джьоти-йогу и Йога-нидру йогин открывает свою внутреннюю энергию как звук и тончайший свет, переживая четыре основные ступени реализации "арамбха", "гхата", "паричайя", "нишпатти". На ступени "нишпатти" йогин осуществляет "кайя вьюха" — мистическую трансмутацию, и достигает золотого саруба-самадхи — трансформации физического тела сначала в очищенное "шудха-дэхам" (тело из чистых субстанций, а затем в божественное "тело света" или "тело славы" — "пранава-дэхам".

"Когда отпадают все желания, пребывавшие в сердце, тогда смертный становится бессмертным, и в этот момент он достигает Брахмана".
"Катха Упанишад", 2.3.14

"Как бы и где бы йог не умер, он сливается с Брахманом, подобно тому, как пространство, находящееся внутри кувшина объединяется с бесконечным пространством, когда кувшин разбит".
Даттатрея, "Авадхута Гита", 1.69