Лайя как естественное состояние просветленного ума (сахаджа-стхитти)
"В глубоком сне разрушены все различья. В нем осталось лишь "Я" — пустота неосознанной полноты. Я — то, одно неуничтожимое.
Если даже Вселенная исчезнет — Я останусь. Я — блаженство и единство. Я — Атман".
Шанкарачарья, "Десять шлок об Атмане"
Как чувствует себя йогин, погрузивший свой ум в Атман, естественно находящийся в присутствии и осознанности?
"Он никогда не употребляет слова "Я" и всегда находится в полноте Атмана. Он — истинный йогин, его почитают во всех трех мирах. Что такое Освобождение и связанность — он никогда не думает об этом. Он действительно свободен. Кто отрицает "Я" и "Не-Я", созерцая неделимое, тот, свободный от всех привязанностей, находит приют в этом созерцании".
"Шива-Самхита", 5.174
Можно ли как-то определить словами или символами наше глубинное осознавание?
"Не пусто оно, но пустым представляется и превосходит пустоту; не мысль, не мыслящий и не мыслимое, но то, о чем только и следует мыслить.
То — Все; высочайшая пустота, из высочайшего — высшее; состояние, нет которого выше, несознаваемое; превосходящая понимание истина, неведомая ни мудрецам, постигшим суть, ни даже богам".
"Теджабинду Упанишада", 10, 11
Что же должен понять садхак Лайя-йоги, прежде чем искать естественное состояние ума (сахаджа-стхитти) за пределами концепций и знаков?
Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-Веданта. Понимание недвойственности, тождество "Я" и Брахмана — фундамент всех высших учений йоги и тантры. Размышления над четырьмя ведическими махавакьями (великими изречениями) могут выполняться как предварительные практики Лайя-йоги:
1. "Праджняанам Брахма" — "Чистое осознавание, проявляющееся в уме — это Брахман"
"Айтарея Упанишад", 3.1.3, Риг Веды
2. "Ахам Брахма Асми" — "Я есть Брахман"
"Брихадараньяка Упанишад", 1.4.10, Яджур Веды
3. "Тат твам аси" — "Ты есть То"
"Чхандогья Упанишад", 6.8.7, Сама Веды
4. "Айам Атма Брахма" — "Этот Атман — Брахман"
"Мандукья Упанишад", 2, Адхарва Веды
"Я никогда не был рожден и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение.
Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как он может быть внутри или вовне."
Даттатрея, "Авадхута Гита", 1.59, 1.60
Однако концептуальная основа — философия Адвайта-Веданты — является лишь вторичной в Лайя-йоге традиции авадхутов. Путь Лайи — это не философия, это обнаженное осознавание, живое присутствие вне концепций и мыслей, чистая реальность, передаваемая вне знаков и слов от учителя к ученику с помощью даршана "узнавание себя" — пратьябхиджня.
"Исполненное ясности тысяч светил, не загрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом".
"Махавакья Упанишад", 6
Лайя-йога — учение за пределами доктрин и концепций, опирающееся на живую передачу от учителя. Учитель с помощью объяснения, взгляда, передачи методов, касания, загадок, символов, притч, неадекватного поведения, либо передачи энергии, либо в снах, либо через задание медитировать над изречениями из текстов пытается преодолеть рациональные барьеры ученика и вступить в контакт с его образно-смысловым архетипическим слоем ума — осознаванием. Это скорее путь невербальной мудрости сиддхов, нежели безупречная логика пандитов, толкующих Брахман.
Если говорить о философии, то, в отличие от поверхностно понимаемого многими Монизма Шанкары, вселенная в Лайя-йоге не иллюзорна — она ни реальна, ни нереальна.
Как отдельная внешнее независимое бытие она нереальна.
"От богов вниз, к этому материальному миру, все пронизано единым Брахманом. Есть лишь единое Сат Чит Ананда, всепроникающее и не имеющее себе равных".
"Шива Самхита", 1.52
"Как проявление сознания, фундаментального ума — она реальна. Ибо наш ум — творец всего. Воистину, ум подобен пространству, он кажется направленным во всех направлениях, превосходящим все: он кажется всем. Но в действительности ум не существует"
Даттатрея, "Авадхута Гита", 1.9
Итак, на пути без знаков и концепций нас не интересует внешняя вселенная или философия Брахмана. Мы ищем наше сознание — фундаментальный ум, понимая, что нет иного Брахмана, кроме как в нашем сознании. Но что такое ум? Каков он? Где у него корни, основание? Откуда он приходит? Куда исчезает? И кто это спрашивает? А если есть вербальный ответ — разве он истинен?.. Вот оно... Посмотри в себя! Ты ищешь и не находишь на что опереться!
О ученик! Ты понял это? Ты реализовал это? Как чудесно!
Вот так может происходить передача сознания.