Что такое Лайя?

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм" — "растворение", то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина (Атман) объединяется с трансцендентным бытием (Брахман). Завершение существования вселенной в конце кальпы (временного цикла) в Ведах и Упанишадах описывается как пралайя — великое растворение, возврат в изначальное состояние непроявленного.
В различных первоисточниках — Упанишадах, в "Тиру-Мандирам" риши Тирумулара, Гхеранда Самхита, Хатха-Йога-Прадипика считается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом (Богом Шива) через откровения сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху. И по сей день учения Лайя-йоги, подобно алмазным россыпям, сверкают в бесчисленных шастрах, тантрах и устных наставлениях святых мудрецов.

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей достижения Лайи..."
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.65

Более древние источники утверждают, что источником Лайя-йоги является Ниргуна Брахман (бескачественная трансцендентная реальность). В различные эпохи он принимает бесчисленное множество форм в виде богов, божеств, аватаров, сиддхов, учителей и святых различных религиозных традиций, непрерывно эманируя себя в бесчисленных мирах и по сей день никак не будучи ограничен рамками какой-либо одной духовной школы. С этой точки зрения учение Лайя-йоги существует внутри и непрерывно проявляется в любой недвойственной духовной традиции как ее внутренняя суть. В связи с этим подходом упоминается множество святых и сиддхов:

"Шри Адинатха (Шива), Матсиендранатх, Шринатха, Сабар, Ананда, Бхайрава, Чауранги, Минатха, Горакшанатха, Вирупакша, Билешайя.
Мантхана, Бхайрава, Сиддхи Буддха, Кантходи, Карантака, Сурананда, Сиддхапада, Чарпати, Канери, Пуджьяпада, Нитьянатха, Капали, Виндунатха, Кака Сандишвари, Аллама, Прабхудева, Чоли, Тинтини, Бхандуки, Нардева, Кханда Капалика и многие другие великие учителя, победившие смерть и путешествовавшие по всей Вселенной".
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 1.5-1.9

Первые упоминания о Лайя-йоге содержатся в Упанишадах:

"Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз — это растворение сознания; идешь ты, стоишь, спишь или ешь — всегда размышляй об Атмане. Таков смысл Лайя-йоги".
"Йога-Таттва-Упанишада", 23, 24

В "Шива Самхите" Бог Шива говорит:

"Существует четыре вида йоги: мантра-йога, лайя-йога, хатха-йога и раджа-йога. Умеренные садхаки имеют право на лайя-йогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей".
"Шива Самхита", 5.9, 5.12

В "Гхеранда Самхите" учитель Гхеранда утверждает:

"Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко".
"Гхеранда Самхита", 7.22

Как соотносится Лайя-Йога с другими учениями йоги и кто ее основатели среди воплощенных сиддхов?

Считается, что первоначально Лайя-йога не отделялась в самостоятельные учения от других видов йоги, а была их единым основанием, завершающей кульминацией, высшей ступенью и входила в так называемые "Хатха Видья" — бесчисленные учения об Освобождении через растворение путем управления внутренними энергиями тела. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.
Сиддх Матсиендранатх или Матчьямуни считается первым гуру в традиции святых йогов — натхов. Вместе с Горакханатхом его почитают как основателя традиции натхов, каулов, давшим начало различным линиям Хатха-, Лайя- и Раджа-йоги.
В его жизнеописании говорится, что он был рыбаком из Камарупы, которого проглотила пойманная им огромная океанская рыба. Матсиендранатх начал медитировать в чреве рыбы. Рыба легла отдохнуть на океанское дно, случайно попав в тайное место, где Шива передавал своей супруге Уме тайные учения йоги. Пребывая в брюхе рыбы, Матсиендранатх подслушал эти тайные наставления. Во время передачи утомленная Ума уснула, и когда Шива, не видя этого, спросил ее: "Понимаешь?" — Матсиендранатх ответил за Уму: "Понимаю". Таким образом он стал учеником Шивы. Проведя двенадцать лет в брюхе рыбы он выполнял аскетическую практику полученных наставлений. Позже рыба была поймана рыбаками, которые разрезав ее брюхо, освободили Матсиендранатха. Услышав его историю, они были вне себя от изумления. Матсиендранатх почитается в каноне буддийских 84 махасиддхов как йогин Ачинтья (Незаключенный в Мысли). В Непале Матсиендранатха почитают также как буддийского Боддхисаттву Сострадания.
Ученик Матсиендранатха — Горакханатх, также известный как махасиддха Горакша, родился примерно в 9 веке в Пенджабе и путешествовал по Индии, Непалу, Шри Ланке, пока не встретил своего учителя — Матсиендранатха, передавшего ему тайные учения йоги. Его индуистское имя — Горакша происходит из легенды, в которой бесплодная женщина, желающая родить сына, достала немного пепла с костра Шивы. Вместо того, чтобы проглотить этот пепел, она бросила его на кучу навоза (кхор), а 12 лет спустя Матсиендранатх извлек из этой кучи мальчика, которого Шива назвал Горакханатхом. Он также учился у авадхуты Даттатреи — аватара Вишну и Аламы Прабху.
В различных источниках утверждается, что он передавал учение йоги и тантры великим Просветленным: Кабиру, Гопичанду и гуру Нанаку. Его учеником был Нагарджуна — мастер алхимии, также почитаемый как буддийский махасиддха. Известна история про Горакханатха, когда силой своей медитации он вызвал двенадцатилетнюю засуху в Непале, полный решимости найти своего гуру Матсиендранатха. Считается, что он бессмертен, и до сих пор его можно встретить в Гималаях тем, кто обладает преданностью и чистотой. В одних источниках местом его самадхи называется Гирнар, в других Горакхпут в Уттар-Прадише, где в гробнице покоится его тело, погруженное в самадхи.
Матсиендранатх также был учителем йогина-сиддхи Чауранги, сына бенгальского царя Дэвапала. Чауранги был казнен по приказу своего отца, будучи оклеветан мачехой. Палачи, сжалившись, не убили его, а только отрубили руки и ноги. В этом состоянии его и нашел Матсиендранатх, который поручил своему ученику Горакханатху заботиться об этом юноше. Горакханатх дал ему наставления по йоге, и через двенадцать лет его практики силой своего сознания Чауранги восстановил конечности чудесным образом. Однажды он пошутил с проезжими купцами, которые обманули его, превратив их товары в уголь, а затем вернув их золото им обратно.
Учениками по линии Матсиендранатха были также великие сиддхи: йогин Канхапа (Канипанатх), Чарпатинатх (Чарпати), Джаланхаранатх (Джалантхара), почитаемые в каноне 84 махасиддхов и в традиции 9 натхов. О некоторых из них говорилось, что днем они практиковали индуистскую тантру, а ночью — буддийскую.
Различные источники упоминают о 250 тысячах видов Лайя-йоги, особо выделяя из них Нада-йогу (растворение ума через интеграцию с внутренними энергиями в виде звука — "нада", слышимого в сердечной чакре).

"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада".
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.65

"Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение — лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)".
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.99

Вездесущность, всепроникновение, универсальность Лайя-йоги, которая не ограничена ни религиозными предрассудками, ни догматами концептуального мышления, ни культурными традициями, подчеркивается в разных текстах:

"Раджа-йога самадхи, Унмани, Маномани Амараттва, Лайя-Таттва, Шунья, Ашунья, Парамапада, Аманаска, Адвайтама, Нираламбха, Ниранджана, Дживанамукти, Сахаджа, Турия — все это синонимы".
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика 3.4

Как соотносится учение Лайи с другими религиозными традициями?

"Состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений, так как они — суть продукт ума.
Не нужна ни санкхья, ни шайва, ни панчаратра или джайанизм, мимамсака или другие школы. Лишь накопление духовного опыта пробуждает сознание.
Я — сознание чистое.
Я — то, одно неуничтожимое".
Шанкарачарья, "Десять шлок об Атмане"

В ранних буддийских текстах упоминается, что Будда выполнял садханы Лайя-йоги, предписанные его учителем Уддалакой. В частности, говорится, что он выполнял мудры сосредотачиваясь на внутреннем свете и звуке, закрыв уши и надавливая на глазные яблоки. Скорее всего речь идет о шанмукха-мудре или йони-мудре. Путь растворения "Я" в трансцендентном неконцептуальном сознании является сущностью буддизма, даосизма, бон и индуизма.
Таким образом, Лайя — растворение "Я" — является универсальным состоянием и вершиной любой садханы, независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние Лайи и путь Лайи — имманентно присущ любому духовному пути и является его тайной сердцевиной. Йогин осуществляет Лайю соединяя Кундалини-Шакти с Шивой в сахасраре, джнянин — через размышление о своем тождестве с Брахманом, бхакта — через любовь и самоотдачу своему божеству. Однако, несмотря на свой универсализм, Лайя-йога имеет глубоко эзотерические линии учений, позволяющие реализовать высшее совершенство — саруба-самадхи и бессмертное лучезарное тело — "пранава-дэхам".