http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/yoga_1/pakriti.jpg

18. Видимое обладает качествами саттвы, раджаса и тамаса, оно по своей сути «великие элементы» и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.

Саттва обладает природой ясности. Пракрити с преобладанием саттвы принимает тончайшую форму психики. Раджас — энергия. Тамас — масса. С преобладанием тамаса пракрити принимает грубую форму «великих элементов» — выступает в твердом, жидком, плазменном, газообразном и эфирном виде (элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира). Весь космос, как внешний, так и наш внутренний мир, вплоть до личности и памяти, мыслей и стремлений, — все это видимое, представление, которое зрит наблюдатель, пуруша. Цель видимого — опыт (бхога) и освобождение (апаварга). Опыт — когда видимое наблюдается пурушей, который отождествляет себя с героем, с псевдоличностью. Так живут обычные люди. Освобождение — когда душа вспоминает свою независимость. Это удел просветленных.

Йога постулирует полную пассивность, недеятельность пуруши. В принципе переход от опыта (бхога) к освобождению (апаварга) целиком зависит от гун. Когда саттвический модус психики освобождается от раджаса и тамаса, то психика успокаивается и может отражать пурушу неискаженным, подобно неподвижной луне на успокоенной поверхности озера.

Но каким образом эти два состояния, опыт и освобождение, созданные разумом (буддхи) и связанные именно с разумом, приписываются пуруше?

На это комментаторы отвечают: как победа или поражение, достигаемые лишь войнами, приписывается их господину, ибо именно он есть тот, кто вкушает их плод, так и привязанность к круговороту бытия и освобождение от этой привязанности, сопряженные с разумом, приписываются пуруше. Именно он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Разум пребывает в оковах. Он освобождается от них, и пуруша видит свою ИСТИННУЮ СУЩНОСТЬ, отраженную в саттве разума.

Дальше Патанджали описывает паринаму — процесс трансформации пракрити, как из разных соотношений гун возникают разные таттвы — уровни бытия или принципы.

19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака — суть формы развертывания гун.

Говоря о собственной форме видимого, о паринаме, о гунах, о специфических и неспецифических таттвах, йога-сутра пересказывает модель санкхьи. Если мы будем детально рассматривать санкхью, то это займет много времени и мы отойдем от сути излагаемого предмета. В этой работе я хочу описать йогу, в первую очередь как праксис. Санкхью мы рассмотрим в отдельной работе, поэтому здесь я ограничусь лишь поверхностным объяснением. Не огорчайтесь, если термины санкхья покажутся вам непонятными. Интеллектуальное знание их значений ничего не дает в практическом смысле. Постепенно, при описании упражнений, мы отдельно остановимся на этих понятиях. Помните, главное не логическое понятие их значений, а «непосредственное переживание». Я хочу сказать, что все эти термины обозначают части вашего субъективного самоощущения, вашей психики. Посредством йоги вы станете способным отделять эти таттвы (уровни бытия) друг от друга и, концентрируясь на каждой, НЕПОСРЕДСТВЕННО СОЗЕРЦАТЬ их. Такое знание будет ИНЫМ, нежели логическое понимание.

Санкхья представляет развитие (паринаму) пракрити как трансформацию из тонкого (сукшма) состояния все более грубых сутей. Алинга — «отсутствие признака», это прадхана, авьякта, пракрити в непроявленном состоянии. Это та изначальная ткань, из которой сплетена вселенная. В прадхане гуны идеально сбалансированы, они в строгом равновесии, ни одна из них не доминирует, и нет их модификации. Потом авъякта принимает форму «только признака» — линга матра. Это — махат, великая сущность, или буддхи. Дальше буддхи трансформируется в асмиту, ахамкару, в танматры. Те, в свою очередь, трансформируются в индрии, махабхуты…

Отложим объяснение всего этого, ибо для этого нужна отдельная работа. Для целей йоги «специфическое, неспецифическое, только — признак и отсутствие признака» — некие ступени медитации. В медитации мы постепенно поднимаемся от специфического (тело, органы чувств) к неспецифическому (танматры, асмита), к «только признаку» (буддхи) и достигаем «отсутствия признака» — прадханы, авьякты (полного торможения психических процессов). Медитативное исследование этих уровней — совершенно иное знание, нежели логическое осмысление. Поэтому ограничимся сказанным. Видимое, пракрити, невозможно осмыслить логически. Ведь наша психика, интеллект — часть этого пракрити. Часть не может охватить целое в совершенной форме. Эти уровни, или таттвы, невозможно познать логикой. Их можно исследовать медитативно. Ведь медитация — это прерогатива пуруши. Единственный ОН, ГОСПОДИН, может охватить ПОЛЕ, ПРИРОДУ, как солнце освещает поверхность земли. Йога-сутра не является джнанашастрой, не пытается логически охватить истину. Перед нами йогашастра, способы медитативного исследования истины.

Разъяснив понятие видимого, Патанджали переходит к видящему.