15. Поистине, для мудрого все есть страдание — из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойству, следам прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
Комментируя эту сутру, Вьяса подчеркивает невозможность получения непрерывного наслаждения, т. е. счастья. В этом все дело. Йога не отказывается от наслаждений, ведь стремление к наслаждению — в природе души. Но йога указывает «неверный вектор» нашего поиска. Добиться истинного счастья в пракрити, в проявленной вселенной невозможно. Почему? По нескольким причинам, перечисленным в сутре. Рассмотрим их по отдельности.
По причине «непрерывного изменения», то, что желанно в один момент, перестает быть желанным в другой. Желание, желаемое и желающий непрестанно меняются. Это какой-то сюрреалистический аттракцион. К этому добавляется странная предрасположенность наших органов чувств и психики к привыканию, который можно назвать «искушенностью». Любое наслаждение быстро становится недостаточным, приедается. Искушенность чувств и психики толкает нас наращивать интенсивность, точно как наркоманов, наращивающих дозу. Деньги, власть, популярность, секс — все это только иные виды наркотиков. К ним привыкают, скоро «прежняя доза» уже не доставляет желаемого эффекта. А сам наслаждающийся стремительно теряет молодость, его способности уже не те, а привычки остаются прежними. Может быть, поэтому столь несчастны знаменитости, когда начинают стареть. Может быть, в этом причина трагических судеб Пресли, Моррисона, Монро, Коббейна. Обычные люди не так сильно страдают от старости, ведь в молодости они не получали той степени наслаждения…
Патанджали говорит, что подобное видение жизни присуще лишь мудрому, йогу, а не обычным людям. Только йогическая мудрость может увидеть содержащееся в каждом наслаждении страдание. Ведь наслаждение обязательно приведет к страданию, хотя бы из-за того, что закончится.
Теперь еще об одной причине — беспокойстве. Наслаждение, его ожидание, стремление к нему причиняет беспокойство психике. Это беспокойство, если перевести его в некое подобие количества, превосходит то наслаждение, ожиданием которого оно вызвано. Непрерывное беспокойство, вызванное поиском наслаждения, его обереганием, страхом не потерять…
Когда наслаждение прекращается, остаются скрытые тенденции, самскары. Они принимают вид аффекта страсти, стремления, причиняя беспокойство, требуя актуализации.
Наконец, жизнь ощущается как непрерывное страдание «из-за противоречивого развертывания гун».