«Так в круговороте бытия, словно вращающиеся ковши водочерпального колеса, блуждает душа, рождаясь… и приходит в миры». Йогататтва упанишада.
Чтобы показать механизм КАРМА-САМСКАРА-ЧАКРЫ рассмотрим пример курения. Действие (карма) — выкуренная сигарета, записывается в психике как тенденция, самскара. Она жаждет снова «прорасти» и превращается в аффект стремления (рага). Этот аффект причиняет беспокойство, требуя повторения. Так скрытая тенденция актуализируется, превратившись в действие (карму) — новую зажженную сигарету.
Этот пример можно экстраполировать и увидеть всю жизнь в подобном ракурсе. Каждый аффект, каждая самскара складывается, образуя скрытую потенцию кармы. Именно она при перевоплощении определяет форму существования, продолжительность и жизненный опыт будущей жизни.
Форма существования — кем мы родимся, мужчиной или женщиной, в какой культуре и т. п. Йога допускает бесчисленное количество миров, реальностей, так что душа может родиться в иных, нечеловеческих телах.
Будущая инкарнация может превосходить человеческие возможности. Таких существ йога называет ДЭВА. В таких телах, душе будут даны иные, превосходящие человеческие, органы чувств, она будет способна воспринимать гораздо больше наслаждения.
Чтобы лучше объяснить, как йогическая традиция видит множество реальностей, приведу отрывок из Тайттирия упанишады:
«Вот рассуждение о блаженстве:
Пусть будет юноша, добрый юноша, обученный, самый быстрый, самый стойкий, самый сильный. Пусть будет у него вся земля, полная богатств. Это — однократное блаженство человека.
Стократное блаженство человека — это однократное блаженство людей-гандхарвов…
Стократное блаженство людей-гандхарвов — это однократное блаженство богов-гандхарвов…
Стократное блаженство богов-гандхарвов — это однократное блаженство предков, пребывающих в долговечных мирах…
Стократное блаженство предков, пребывающих в долговечных мирах, — это однократное блаженство богов (Дэва) по рождению…
Стократное блаженство богов по рождению — это однократное блаженство богов, божественных по деянию, которые стали богами благодаря деянию…»
Чтобы не утомить читателя, я прерву цитирование упанишады. Этот перечень миров, где блаженство достигает все большей и большей интенсивности, продолжается еще. Там же сказано, что каждый этап блаженства достижим изучением сакральных текстов и победой над своими желаниями, т. е. йогой.
Вернемся к йога-сутрам. Йогическая традиция, как и упанишады, признает бесконечное множество уровней, как превосходящих человеческий план, так и стоящих гораздо ниже. Первые — божественные планы, вторые — адские. Благодаря нашим поступкам наша карма определяет, куда мы попадем, как долго там будем находиться и какой опыт получим. Это все — закон кармы. Представьте двух людей. Один совершает только одухотворенные поступки, контролирует свою низменную натуру, старается обрести мудрость. Другой, наоборот, занимается только удовлетворением своих низменных страстей. Скрытая потенция кармы будет совершенно разной у этих двух душ. В следующей инкарнации они попадут в разные планы бытия. Первый воплотится в мир, где тело будет более «тонким», эфирным, где сможет лучше контролировать себя, заниматься духовностью, медитациями более эффективно. Второй родится в плане, более приближенной к животному бытию. Там для него откроются новые возможности для удовлетворения животных страстей, агрессии и т. п.
Это и подразумевает йога, говоря о перевоплощениях. Человек трансформируется согласно своим делам и мыслям.
«Ибо мысль — это круговорот бытия, пусть человек усердно очищает ее.
Какова его мысль, таким он и становится, — вот извечная тайна».
Майтри упанишада
Мы все читали в макулатурных книжках по йоге, что душа может перевоплотиться в животное. Это — чушь. Никто не может деградировать столь стремительно. Но в течение множества инкарнаций душа может опуститься до животного уровня, так же, как и подняться в божественные планы. Это — процесс, растянутый на множество перевоплощений.
Кстати, достижение этих божественных областей совсем не есть идеал йоги. Когда мы рассматривали Гиту, искатели божественных планов и могущества назывались «оказавшимися на неверной дороге». Гита, упанишады, как и классическая йога, смотрят на эти божественные планы, как на часть сновидения, МАИИ. Достижение этих божественных сфер — прерогатива вед. Мы будем говорить о методах достижения божественности, когда перейдем к ведам. Путь йоги превосходит все другие методы по быстроте приобретения божественной власти. В третей главе будут рассмотрены парапсихологические силы, сопутствующие медитациям.
Но йога нацелена на АБСОЛЮТНЫЙ ВЫИГРЫШ, на полное подчинение природы. Пракрити должна вернуться к своему исконному состоянию, ведь она «существует для другого», для своего господина — Пуруши. Божественные сферы — это еще не свобода от пракрити, от МАЙИ, от сновидения. Йога — способ проснуться, а не изменять одни грезы другими, более приятными.
Грезы остаются грезами, приятные они или нет.