http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/yoga_1/5522342.jpg

Незнание, или АВИДЬЯ, — неправильное восприятие пурушей навязанного ему представления.

5. АВИДЬЯ есть постижение вечного, чистого, счастья и своей самости (атмана) в невечном, нечистом, страдание, не-атмане.

Эти качества: вечность, чистота, счастье — изначально присущи нашей истинной сущности, нашему атману. Атман — то же, что и пуруша. Но мы попали под иллюзию и стараемся найти качества пуруши в пракрити. Она отражает качества пуруши в искаженном виде. Из-за заблуждения нам кажется чистым нечистое, счастьем — несчастье, вечным — невечное. Мы отождествляем себя с телом, мозгом, личностью.

Вьяса добавляет, что мы ошибочно принимаем за добродетель то, что недобродетельно, достойным считаем то, что по сути недостойно.

Всему этому виной — НЕВЕДЕНИЕ, АВИДЬЯ.

При комментировании Гиты я рассказал притчу о Насреддине. Он потерял ключи в темном подвале, но искал их в саду, где из-за солнечного света искать было удобней. Эта суфийская притча очень точно передает суть АВИДЬЯ. Неведение, незнание — это НЕВЕРНЫЙ ВЕКТОР ПОИСКА. То, что потеряно в одном месте, невозможно найти в другом. Об этом и говорит процитированная сутра Патанджали. Вечное, чистое и т. д. — это качества, которые невозможно найти в пракрити. Вечное не может быть найдено в невечном.

Классический пример неведения — змея, увиденная вместо веревки. Мы видим змею и пугаемся — это и есть АВИДЬЯ. Обнаружив, что мы приняли за змею лишь веревку, наш страх исчезает. Аналогия полная. Как только мы избавимся от АВИДЬЯ и перестанем отождествлять себя с телом, психикой, ложной «Я»-концепцией, наш страх, наша неудовлетворенность исчезнет. Мы будем наслаждаться космическим представлением. Крида и Лила означают развлечение и игру бога. Это философские термины. Божественный, вечный пуруша пожелал разнообразия и погрузился в некое подобие грезы. Но сновидение слишком захлестнуло его, так что он позабыл свою сущность, позабыл, что видит сон и может в любую минуту проснуться…

Из развлечения сновидение превратилось в кошмар.

Эта Авидья является источником непрерывного потока страдания. Страдание имеет вид череды КЛЕША (аффектов).

3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, страх смерти — суть пять аффектов.

4. Неведение (авидья) является полем для следующих за ним клеша. Они пребывают в разных стадиях, от дремлющих до полностью развернутых.

Авидья — поле, порождающая почва следующих за ним клеша.

Клеша (букв. «мучение», «боль») от санскритского глагола клиш — причинять боль, доставлять беспокойство, приводить в возмущение, загрязнять. Дальше я буду переводить его как аффект, но мы должны понять особенный смысл, который вкладывает психология Йоги в термин клеша.

Он обозначает динамику эмпирических состояний сознания «обычного человека», не йога. Обычная личность воспринимает окружающий мир в непосредственном соотнесении со своим «я», эго, с иллюзорным ядром личности. Поэтому появляется тенденция принятия либо отвержения. Отражение внешнего мира постоянно искажается при сопоставлении с личной «Я»-концепцией. Нечто вызывает страсть, другое — страх, третье — неприязнь.

Давайте посмотрим, как все это происходит на самом деле, как из авидья произрастают другие аффекты.

Пуруша наблюдает «танец» пракрити. Он включается в это представление, перестает быть отстраненным зрителем. Пуруша переносит свое самоощущение на модификации пракрити (тело, личность). Он «видит» себя в своих отражениях.

Этот «перенос» и есть корень всего. Это Авидья — пуруша видит свой искаженный образ.

Когда он объединяет свою сущность с психическим агрегатом, то это уже эгоизм (асмита). Пуруша переносит свое самоощущение на наблюдаемое, на личность, которая является лишь модификацией пракрити. Это подобно тому, как мы включаемся в фильм или компьютерную игру. Мы отождествляем себя с героем, боимся за него, радуемся и т. д.

6. Эгоизм есть кажущаяся тождественность видящего и инструмента видения.

Так из аффекта Авидья «произрастает» аффект Асмита (эгоизм). Иными словами, введенный в заблуждение пуруша отождествляет себя с интеллектом (буддхи), появляется иллюзорная «Я»-концепция. Она, в свою очередь, соотносит все окружающее с собой. Появляется тенденция принятия и отвержения.

7. Влечение (рага) неразрывно связано с наслаждением.

8. Враждебность (двеша) неразрывно связана со страданием.

Иллюзорная «Я»-концепция жаждет наслаждения или средств для его достижения. Все, что связано с наслаждением, вызывает желание, жажду, страстное стремление.

Она сопротивляется страданию. Все, что связано со страданием, вызывает отвращение, злобу, гнев.

9. Страх уничтожения (абхинивеша) возникает даже у мудрого.

Пятый аффект — абхинивеша, страх уничтожения, самосущная жажда жизни. «Я»-концепция стремится к жизни, к бесконечному существованию. Она боится смерти и уничтожения.

Комментаторы видят в этой сутре аргумент в пользу теории инкарнации. Страх смерти не может существовать у того, кто раньше не умирал. Значит, делают они вывод, прошлые жизни существуют и каждое существо много раз испытывало мучение, связанное со смертью.

Мне кажется, достопочтенные комментаторы неправильно поняли мысль Патанджали. Приведенный ими пример недостаточен. Современный взгляд допускает существование противоположного импульса — жажды смерти. Стремление к смерти, проявляющееся в суицидах, никак не укладывается в рисуемую комментаторами картину.

Попробую высказать собственную версию. Патанджали говорит о страхе смерти, подчеркивая, что этот аффект «присущ даже мудрому». Это нужно понимать так — устранение других клеша легче достижимо йогической мудростью, чем АБХИНИВЕШИ. Страх уничтожения — самый трудный для устранения аффект. Я считаю, что в этом виноват атрибут вечности, присущий как Пуруше, так и Пракрити. Пуруша вечно неизменен. Но и пракрити вечна, хотя это вечность изменений. Когда происходит перенос пурушей своих свойств на пракрити, стремление к вечности как бы объединяет эти две субстанции. Пуруша, для которого вечность является способом бытия, отразившись в пракрити, продолжает вечное существование, несмотря на изменения материи. Тело, каждая клетка организма пытается продолжить себя — здоровье, размножение, самозащита. Эго, личность старается оставить память о себе, след в истории, увековечить себя…

Именно из-за атрибута вечности, присущего как пуруше, так и пракрити, клеша абхинивеша — аффект страха уничтожения, самый трудный для устранения. Это и вызывает, по моему мнению, то, что этот аффект «присущ даже мудрому». Ведь мудрость достигается различением пуруши и пракрити. Но даже для мудреца, достигшего такого видения собственной сущности, когда он ощущает пурушу и пракрити в несмешанном состоянии, страх уничтожения остается камнем преткновения. Ведь стремление к вечности присуще как пуруше, так и пракрити, хотя каждая «понимает» эту вечность по-разному.

Но в сутре написано «возникает». Это означает, что пятый аффект не постоянен. Если бы его невозможно было устранить, то Йога-сутра не имела бы смысла.

Вообще все сакральные тексты уделяют особое внимание искоренению страха смерти. В комментариях на Гиту мы детально говорили об этом вопросе, к нему еще вернемся, когда будем рассматривать упанишады. Здесь же ограничимся лишь констатацией того главного, что уже сказано раньше. Страх уничтожения — один из самых могущественных факторов, мешающих безмятежному «течению» психики. Среди других клеша (причиняющих боль аффектов) Патанджали особо отмечает его, как «возникающего даже у мудрого». Йога — метод очистить сознание от этих причиняющих боль аффектов.

По сути эти пять аффектов, возникающих в нашем сознании как непрерывная череда, и есть страдание — ДУКХА. Избавившись от клеша, мы избавимся от ДУКХИ — универсального страдания, присущего «сансарному бытию».