http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/yoga_1/CA5DN9JG.jpg

СУТЬ ЙОГА-СУТР

ИЗ ЦИКЛА «РАСШИФРОВКА ЗАШИФРОВАННЫХ ЙОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ»

«Йога-сутры» Патанджали являются самым авторитетным трудом по классической йоге. Они служат своеобразным мерилом, эталоном. Другие тексты о йоге рассматриваются в сравнении с йога-сутрами, и суждение об их ортодоксальности опирается на сравнение с этим текстом.

Йога-сутры созданы два тысячелетия тому назад. Патанджали собрал существующие в то время йогические методики и выстроил их в одну систему. Он определил путь — йога даршану, путь к божественности и бессмертию. Этот путь обозначил в виде «дорожных знаков» — лаконичных сутр, понять которые очень трудно без комментариев учителя. Подразумевается, что йога-сутры — это нечто вроде конспекта для учителя, опираясь на который тот может излагать йогу ученику.

Язык сутр так сжат, что невозможно их понять без комментариев.

Самый известный комментарий сделал некто Вьяса примерно в четвертом веке. Этот комментарий (бхашья) стал неотъемлемой частью йога-сутр, так что принято изучать работу Патанджали вкупе с работой Вьясы.

В девятом веке некто Вачаспати Мишра создал фундаментальный и весьма авторитетный глоссарий к «Вьяса-бхашье». Это комментарии на комментарии йога-сутр, и труд носит название «Таттва-вайшаради».

Есть еще авторитетные комментаторы: Виджнанабхишу, король Бходжа, Шанкара, Вивекананда.

Я постараюсь пересказать сутры для понимания человека третьего тысячелетия, не стану перегружать читателя расхождениями в мнениях этих комментаторов. Мы рассмотрим Йога-сутры как бы с их общего согласия, в том ракурсе, в каком их разные мнения совпадают. Кроме того, я постараюсь, чтобы мое видение вопроса совпадало с упанишадами и Гитой.

Плюс к этому, я буду опираться на собственный двадцатилетний опыт и дам некоторые советы по практике йоги.

Текст начинается так:

— Итак, наставление о йоге.

Согласно комментаторам (Вьясе и Мишре), первое слово сутры «итак» (атха) указывает на то, что начинается систематическое изложение предмета — йога даршаны. Патанджали намекает, что не является автором излагаемой системы, а лишь ее систематизатором. Он собрал существующие до этого в разных текстах и школах медитативные технологии, систематизировал и пересадил на метафизику санкхья.

Эти технологии существовали с незапамятных времен. Это знание передавалось от учителей к ученикам, и поколение за поколением мудрецов экспериментировали с собой, проверяя действенность этих методик и совершенствуя их.

Я хочу, чтобы читатель уяснил важность только что сказанного. Ведь ни одна отрасль знания, ни одна наука не может похвастаться таким опытом. В течение тысячелетий целая каста арийского общества ставила самопознание ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛЬЮ. Само арийское общество было структурировано так, чтобы создать наиболее благоприятные условия той своей части, которая занималась самопознанием.

Конечно же, на протяжении тысячелетий появлялось невероятное многообразие философских направлений и религиозных конфессий. Но Патанджали собрал именно медитативные технологии — то общее, что наблюдалось среди столь разнообразных направлений индийской мысли.

Приступая к изучению йога-сутр, мы ясно должны понимать этот момент. Перед нами не какое-то религиозное воззрение отдельного человека или группы, а те технологии самонаблюдения и самоконтроля, которые накопились с незапамятных времен в касте браминов.