http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/bhagavadgita/534253.jpg

Гита имеет огромное влияние, огромную ПРОБУЖДАЮЩУЮ силу. Она пробуждает желание освободиться, достичь мокши. А если появится желание, то технику йоги можно изучить. Это не труднее, чем изучить иностранный язык. Патанджали дал точные указания, разобрал проблему по кусочкам. Когда мы перейдем к деталям, все пойдет гораздо легче. Это не труднее, чем подвести вас к пруду и заставить взглянуть на собственное отражение. Но никто не станет тащить вас силой, желание должно исходить от вас.

«Йогам читта вритти ниродхам — Йога, это успокоение волн в психическом океане», — это классическое определение Йоги, данное в Йога–сутрах. Психика — это то озеро, в котором отражается душа, Пуруша. Из-за волн поверхность не может отражать Пурушу, искажая ее действительную сущность. В результате мы считаем себя конечными, смертными существами.

Йога говорит, что наша истинная сущность имеет три определения, три атрибута. Это САТ, ЧИТ и АНАНДА. Наш ум, являясь лишь аппаратом, подчиненным Пуруше, не может охватить ее сущность. Сат, Чит, Ананда — единственное, что можно сказать о Пуруше. Сатта — действительность, реальность. Пуруша ЕСТЬ, реальна. Чит — сознательность. Пуруша сознательна, ее существование самоосмыслено, это не существование мертвой материи. Ананда — это блаженство. Поскольку душа самодостаточна, то она блаженна, ее существование (сат), сознательность (чит) переживается ею самой как удовольствие (ананда). Пуруше не требуется ничего другого для наслаждения. Ее природа, онтологическое бытие наполнены анандой.

А личность, ахамкара, — это чисто иллюзорный феномен. В действительности нашей личности нет, ее не СУЩЕСТВУЕТ, поскольку она подвержена переменам и конечна. Но есть страдание, и никакого значения не имеет, иллюзорна она или нет. Ведь Гита написана для личности, для человека, мучающегося от страдания.

Гита начинается с трагедии души, личности. Эго, или ахамкара, достигает грани, предела. Мистики этот момент называют «кошмарной ночью души». Трудно войти в резонанс с ученьем Гиты, если вы не чувствуете нечто подобное. Это момент кризиса, когда мы испытываем духовную муку неимоверной силы. Все бессмысленно, тщетно. Не видно никакого света в конце туннеля. Вокруг лишь безнадежность.

Поверьте, если вы читаете эти слова для развлечения или информации, то вы лишь теряете время. Ни мои слова, ни сакральные тексты вам не нужны. И буддизм, и йога сравнивают свое ученье с лекарством. Но вы должны быть больны, чтобы нуждаться в лекарстве. Это душевная болезнь. Когда мы читаем симптомы Арджуны, то в нас или возникает чувство эмпатии, сопереживания, или — нет. Лишь тот, кто сопереживает, извлечет пользу из поучений Учителя.

Я говорил не раз, что не компетентен настолько, чтобы комментировать сакральные тексты. Есть масса ученых, способных говорить прекрасно, сопоставлять, приводить цитаты. А у меня — лишь эта боль, преследующая с детства. Поверьте, я искренен. И если бы можно было измерять эту боль, моя заняла бы не последнее место. Вот почему я решился писать о йоге. Временами я излечиваю самого себя, временами, когда медитация удается, когда старые тексты обретают странную ЗВУЧНОСТЬ, и я ПОНИМАЮ ИХ. После, когда саттва убывает и первенство переходит к другим гунам, БОЛЬ возвращается. Но то, что мне удается вылечивать свою боль, дает право пытаться помочь другим.

Не верьте тем, кто утверждает, что не испытывает эту боль и моменты сомнений никогда. Все йоги испытывают «вращение гун». Об этом говорит и Гита. В один момент душа блаженствует в экстазе. Все правильно и четко, в психике торжествует гуна саттва. Но момент проходит, саттву сменяет беспокойство раджаса и тоска, вызванная тамасом. И БОЛЬ возвращается...

Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо испытывали моменты этой муки. Так что не верьте так называемым гуру, утверждавшим, что они постоянно находятся в нирване. «Йога как приходит, так и уходит», — говорится в Йога-сутрах.

Но как же можно найти истинного учителя?

Рамакришна подвергал своих знакомых некому обследованию. Он искал отпечаток знания на сердце. Во время медитации, если человек вступает в самадхи, то на груди появляется нечто вроде перевернутой пирамиды, вызванной приливом крови. Рамакришна говорил на равных лишь с теми, у кого был этот «отпечаток знания». Вот вам еще одно средство, как можно отличать истинного гуру от ложного.

Что касается меня, то я ни в коей мере не претендую на роль гуру. Отпечаток знания у меня не постоянно, а появляется лишь во время медитаций, пропадая через несколько минут после ее прекращения.

И это дает мне право писать о йоге. Писать в качестве одного из учеников, а не учителей.

Мы все занимались спортом в детстве. Кто-то ходил на теннис, кто-то занимался плаванием или восточными единоборствами. Вспомните, когда вы в первый раз пришли в секцию, был некто, назовем его старшим учеником, объяснивший вам самые простые вещи. Когда я пришел на Каратэ, то один из старших учеников объяснил мне, как я должен себя вести, когда должен становиться в строй, кто есть кто и т. п. Он объяснил мне самые простые вещи, элементарные стойки, передвижения, азы техники.

Через некоторое время, когда я уже был готов, моей тренировкой занялся Учитель, я уже знал то немногое, на чем он стал возводить свое обучение.

В нынешней ситуации я стараюсь играть роль того Старшего Ученика. Такая компетенция у меня имеется. Я чувствую ту боль, избавить от которой может лишь йога. Я больше двадцати лет стараюсь побороть эту боль, и временами мне это удается. Я могу научить вас тому немногому, что знаю сам. И, главное, я объясню, как нужно понимать Учителей. Они говорят на древнем языке. Говорят иносказательно, ведь не существует терминов и понятий на западе, обозначающих то, чему они учат.

Вот и все — больше у меня претензий нет. То, что я делаю, вызвано одиночеством. Попытаюсь пояснить на примере. Среди немых существовал вид рэкета, когда богатых немых облагали данью, и еще не было случая, чтобы те отказывались платить. Чем же этих бедняг устрашали столь удачно? Одиночеством. Сообщество немых просто прекращало общение с богатыми немыми, если те не уплачивали некий взнос в общую казну. Немые — особая среда. Они могут общаться только с себе подобными. Поэтому богатый представитель этого сообщества оставался изолированным, если его собратья прекращали контакт с ним. Но никто не отказывался платить...

Я испытываю нечто подобное. Я могу понимать слова древних о йоге, но вокруг нет никого, кто бы интересовался этим вопросом настолько, чтобы можно было с ним делиться мыслями. Несколько друзей ограничились поверхностным интересом. Вот и все. Я ищу других, подобных мне.

Есть одна упанишада, ее комментарий мы рассмотрим вместе с другими упанишадами, но я хочу пересказать одно место, соответствующее излагаемой проблеме. Согласно упанишаде, все три гуны побуждают человека продолжить самого себя. Это — в природе гун. Тамас побуждает продолжить самого себя, как тело. Тамас подталкивает нас заботиться о выживании, о здоровье, о физической безопасности. Раджас побуждает продолжить свои дела. Люди желают, чтобы их дело жило, развивалось, осталось после них. Они занимаются бизнесом для того, чтобы начатое им дело, вложенная энергия, пережила их. Это — раджас.

Саттва побуждает человека продолжить свое знание, зафиксировать, передать. Это — влияние гуны саттва.

Вот объяснение моих стремлений. Даже то немногое, что я узнал, что передумал, хочет существовать, продолжаться. Те великие истины, которые я обнаружил в писаниях тысячелетней давности, НЕ ДОЛЖНЫ исчезнуть. Я лишь собрал эту мудрость, лишь нашел ее. Те слова, из которых я почерпнул данное знание, тоже утверждали, что написавшие их люди являются лишь передающими, лишь комментаторами. Это традиция, и я присоединяюсь к ней. Шрути, священное знание, означает УСЛЫШАННОЕ. Авторы называли себя лишь воспринявшими, услышавшими (Апта) эту мудрость. Каждое новое поколение передавало старое знание, лишь комментируя его, сохраняя главное без изменений. Кодификация (фиксирование в письменном виде) этих текстов произошла несколько веков тому назад. Но до этого эти тексты передавались устно. С помощью йогических упражнений можно добиться невероятных сил, сиддхи. Одна из подобных способностей — память, способная вместить ведическое знание. Существовали люди, запоминавшие огромное количество священного знания. Их называли шротрея — те, кто знает ведические тексты наизусть. В Индии и по сей день можно увидеть пандитов (святых мудрецов), знающих наизусть ведические гимны, комментарии на них (брахманы), комментарии к брахманам (упанишады), а еще сутры, законы Ману, эпос — Рамаяну и Махабхарату, пураны и т. д.

Я хочу, чтобы вы прониклись чувством благоговения, осознав, КАК это знание дошло до наших дней. Но теперь, в самом конце века зла (кали юге), это знание висит на волоске от уничтожения. Раньше, когда были люди, посвящавшие жизнь запоминанию и передаче этого знания, ничто не могло уничтожить его. Завоеватели могли сжигать книги, но они не могли истребить память. Священное знание, передаваемое устно, сохранилось...

Но теперь ему грозит исчезновение, растворение в невероятном количестве легкомысленной макулатуры. Слово «йога» уже потеряло свое значение. Теперь этот термин оброс не свойственными ему обертонами. С Йогой ассоциируются такие понятия, как факир, фокусник, физкультура. На ум приходят голые люди, лежащие на гвоздях или глотающие шпаги. Или голливудские звезды, имеющие по персональному гуру и по три комнаты для медитации.