http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/bhagavadgita/CAX33DG4.jpg

Теперь поговорим о некоторых моментах, которые встречаются в гите и которые я постараюсь показать с новой стороны.

Первый момент — само построение текста. Текст можно понимать на трех разных уровнях. Понимание зависит от той касты, к которой вы относитесь.

Несмотря на то, что мы живем в третьем тысячелетии, каждый из нас принадлежит к определенной касте.

Раньше, в сатья юге, или золотом веке, все было просто, касты не были смешаны, и каждый рождался в определенном кругу, с очерченными рамками поведения. Душа, приходившая в мир, избирала то или иное тело из определенной касты, согласно своим наклонностям и карме. Человек рождался, зная свое место, ярлык. Так говорят тексты, кто знает, что было на самом деле. Но если допустить, что это было именно так, то, наверное, жить было гораздо легче. Душа выбирала соответствующую касту согласно своим наклонностям и заслугам. Если она хотела легкой, сытной жизни, то рождалась в среде вайшьев — купцов, земледельцев, ремесленников. У такого человека жизнь текла спокойно. Долг от него не требовал ни изнурительных тренировок и аскетизма, ни бесстрашия и игр со смертью. Согласно своей дхарме, он должен был играть по принятым для своей среды правилам, уделять всю энергию накоплению благосостояния. Если при этом он отдавал часть доходов на благотворительность, то считался благим и мог надеяться родиться в таких же или чуть улучшенных условиях в следующей инкарнации.

Люди всех трех сословий найдут свое в гите. Исключение составляют шудры — раньше это были покоренные дравидские племена, не имеющие статус дважды рожденных, не имеющие права на изучение сакральных текстов. Считалось, что шудры понимают эти тексты извращенно, а если и занимаются йогическими упражнениями, то только для достижения демонических замыслов. Даже Шанкара, живший относительно недавно, придерживался ортодоксальных понятий, согласно которым шудра, услышавший сакральный текст, подлежал уничтожению (ему заливали в уши расплавленный металл). Кого можно отнести к шудрам на сегодняшний день, судить вам. Их полно везде, лишь оглянитесь вокруг. Шудры живут ради наслаждений. При этом им все равно, КАКИМ ОБРАЗОМ удовлетворять свои страсти. Высшие касты тем и отличаются от шудр, что имеют некие рамки, некие пределы для удовлетворения своих потребностей. И сами эти потребности различаются для членов разных каст. Рассмотрим каждую из высших трех каст по отдельности.

Арии, разделившись на три высшие касты, как бы поделили обязанности между собой. Вайшьи обеспечивали материальную базу для всего общества. Они не воевали, не изнуряли свои тела боевыми искусствами или духовными исканиями, жили легко. Часть дохода вайшьи отдавали военному сословью за то, чтобы те воевали вместо них, держа в подчинении дравидские племена. Часть средств вайшьи отдавали брахманам, чтобы те вместо них исследовали тайны духа и приобщали к духовности, давая ответы на ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ. Самим исследовать эти тайны, пытаться получить ответы, ограничивая свои страсти, медитируя, изучая писания, у вайшьев не хватало терпения и сил. Вайшьи жили под преобладанием гуны тамас.

Жизнь военного сословия была более суровой. Кшатрии постоянно ковали свои тела и души, терпели лишения и тяготы бесчисленных войн, презирая смерть и боль. Но и они жили ради наслаждения — это иное наслаждение, не такое приземленное, как пристрастия сословья вайшьев. Кшатрии наслаждались риском, властью, переворотами, интригами. Здесь преобладал раджас.

Брахманы наслаждались духовностью, исследованием истины, погружением в глубины духа… хотя, на первый взгляд, их жизнь была бесцветной, аскетической, почти лишенной смысла. Но они наслаждались саттвой.

Гита описывает эти три касты и соответствующие им наслаждения.

На сегодняшний день ситуация осталась такой же.

Вайшьи имеют больше тамаса. Из трех гун, свойств пракрити, именно тамас присущ этому сословию. Они имеют дело с массой, вещественностью и сами живут под знаком тамаса. Их наслаждения более приземлены. Люди, живущие под знаком других гун, не могут понимать, как можно получать столько удовольствия от столь размерной жизни, от долгого лежания в постели, от нескончаемой трапезы и послеобеденной дремы. Как можно так искренне радоваться вещам…

Кшатрии — люди раджаса. Они наслаждаются от балансирования на грани, на лезвии. Они любят власть, интриги, могут ночами не спать и не есть. Их тела лишены лишнего жира, лишней массы. Эти люди горят, их испепеляет внутренний огонь, раджас.

Людям тамаса такая жизнь кажется странной, не привлекательной. Все время удерживать власть, воевать, выживать. Что за благо во всем этом?

Люди духовности живут, подчиняясь гуне саттва. Они ищут суть и наслаждаются созерцательным исследованием. Кшатрии и вайшьи совершенно не понимают, какое наслаждение брахманы находят в своем образе жизни. Жизнь духовная им кажется невероятно трудной. В старину они безоговорочно признавали авторитет брахманов, освобождая это сословие от жизненных нужд, снабжая всем необходимым и признавая их руководящую роль.

Но сами брахманы совершенно не находят свой образ жизни изнурительным. Им доставляют удовольствия лишь радости духа. Телесные наслаждения, интриги, страсти — все это несравнимо с той эйфорией, которую брахманы переживают от созерцания и исследования духовных тайн.

Вот в моем очень упрощенном пересказе то, что разбросанно по разным местам гиты.

Вайшьи и кшатрии можно встретить и сегодня. Но людей духовности осталось так мало, что уже нельзя говорить о касте. Я подразумеваю настоящих «людей духовности», а не жрецов, одетых в разные формы и эксплуатирующих духовные идеи, чтобы богатеть и властвовать...

Психологические типы Гита классифицирует, применяя категории трех гун. Наслаждения тоже делятся на три категории, по гунам.

То же касается веры, ритуалов, жертвоприношений, каст...

Читая Гиту, попробуйте уловить этот метод, и тогда природа предстанет перед вами, сплетенная из этих трех волокон. Кстати, гуны на санскрите означают и качества, и волокна. Все, любой феномен, любое явление можно увидеть как переплетение трех гун.

Еда делится на саттвическую (все свежее, легкое, вегетарианское), раджастическую (все острое, горячее, обжигающее, с добавлением лука, чеснока, перца, горчицы и т. д.) и тамасическую (все, что не свежо, с душком, трудно перевариваемо, кисло). После принятия первой человек почти не чувствует изменения психики, им овладевает лишь легкое ощущение насыщенности. При приеме раджастической пищи психика меняется. Такая пища надолго остается в виде возбуждения, жжения, запаха чеснока, лука... Она возбуждает аппетит, так что чувство меры теряется.

Тамасическая пища вызывает помрачнение сознания, дремоту. После нее человека клонит в сон. Она трудно переваривается, остается надолго в желудке.

Для упражнений йоги нужно соблюдать саттвическую диету, исключить все соленое, кислое, обжигающее, мясное... Одним словом, нужно есть лишь молочные продукты, мучные, овощи (кроме лука и чеснока) и фрукты.

Теперь о наслаждениях. Они, согласно Гите, тоже могут быть разделены на три категории.

1. Саттвично то наслаждение, «которое сперва кажется горьким, как яд, но в конце — нектаром». Например, наслаждение от преодоления преграды, удовлетворение от решенной задачи, исполненного долга.

2. Раджас доминирует в наслаждениях, которые «сперва как нектар, а в конце кажутся ядом». Пример этому — похмелье, ломка.

3. Тамасично наслаждение, при котором человек с самого начала понимает, что поступает неправильно, но он не может побороть самого себя. Например, наслаждения всяких извращенцев, маньяков. В принципе, часть их психики понимает, что они делают что-то ужасное, понимает еще до поступка, но эта здравомыслящая часть не может доминировать над остальной психикой. Поэтому такое наслаждение ядовито от начала и до конца.

Санкхья утверждает, что весь космос, любой феномен является комбинацией трех гун. После, когда мы перейдем к йога-сутрам, мы увидим, что соответствие между гунами нашего организма и вещью вызывает наше отношение к этой вещи — доставляет она удовольствие (саттва), страдание (раджас) или мы индифферентны по отношению к этой вещи (тамас). В йога-сутрах анализ ведется на более сложном уровне, там гуны исследуются йогической медитацией — самьямой, поэтому вещи открывают свою сокровенную суть, и йог овладевает, получает власть над ними, увидев соотношение гун.

Здесь же, в Гите, гуны исследуются на логическом уровне.