http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/bhagavadgita/543.jpg

Здесь прослеживается главное отличие йоги Гиты от других йог. Хатха йог пытается с помощью самоистязаний, самоограничения и упражнений добиться чудовищной воли, с помощью которой он в дальнейшем освободит себя сам, «как сильная рыба, вырвавшаяся с сетей». Раджа йог делает акцент на исследование своего внутреннего аппарата (Антах карана — психика). Гита предлагает лишь создать условия нашему ИСТИННОМУ Я, титану, прикованному в пещере нашего интеллекта, сбросить узы иллюзии. В принципе, ничего не нужно достигать, никем не нужно становиться. Наша душа, Атман свободен и беспечален. Мы забыли свое естество, запутавшись в майе, иллюзии. Но если постараться дать карт-бланш нашему атману, он легко и естественно вспомнит свою истинную сущность.

Вот одна из причин огромного влияния этой сакральной книги. В принципе, она дает некий срединный путь между крайностями, золотую тропу к совершенству.

«Так всегда упражняясь, йогин достигает мира высшей нирваны.

Ибо йога, не для привыкшего слишком много есть и не для того, кто совсем не ест, не для слишком много спящего или бодрствующего.

Для умеренного в еде и ВОЗДЕРЖАНИИ, умеренного в движениях, делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе.

Когда психика (читта) успокаивается и просвечивает ИСТИНОЕ Я (атман), тогда отрешенный ото всех вожделений именуется воссоединенным».

Наша жизнь полна скорби и страхов. Но гита утверждает, что с познанием своего естества, своего атмана, ситуация радикально изменяется. Текст делает акцент на достижение блаженства, НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОГО, никакими другими средствами не достигаемого. В принципе, путь, описанный здесь, очень прост и легок. Нужно ежедневно, например, по полчаса утром и вечером пытаться успокоить свое сознание, обуздать поток мыслей и вулкан желаний. Постепенно это будет даваться все легче и легче — из-за совершенствования навыка к обузданию психики, из-за постепенного пробуждения наших истинных Я от суеты и иллюзии. Наша психика будет обуздана и успокоена, и тогда атман отразится в ней неискаженным. Эта самая трудная вещь в мире — из-за иллюзии, МАЙИ, которая МОГУЩЕСТВЕННА. Но это и САМАЯ ЛЕГКАЯ ВЕЩЬ в мире, из-за могущества АТМАНА, который ПРОБУЖДАЕТСЯ.

«Как светильник в безветренном месте не колеблется... так же и сознание йогина, укрощенное йогическими упражнениями.

Где успокаивается мысль, заторможенная упражнениями в йоге, где, взирая на Атмана в себе, человек радуется Атману.

Там познается ПРЕДЕЛЬНОЕ БЛАЖЕНСТВО, воспринимаемое высшей частью нашего интеллекта (Буддхи), превосходящее все, что можно испытать чувствами. Достигший этого состояния воспринимает реальность как одно непрерывное наслаждение.

По достижении этого БЛАЖЕНСТВА человек понимает, что нет НИЧЕГО ВЫСШЕГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ. Никакое горе не может поколебать это достижение».

Если человек сможет достигнуть ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ (Даршаны), согласно которой все вокруг воспринимается игрой космической Пракрити, которую пуруша лишь зрит, станут понятными слова Гиты о невозможности «для тяжелого горя» поколебать душу.

«Нужно знать, она именуется йогой, разрешающей связи со скорбью. В этой йоге нужно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего.

Покинув происходящие от воображения, все вожделения, ВСЕ БЕЗ ОСТАТКА, укротив свои чувства со всех сторон, тихо-тихо да успокоится его разум, подчиняясь высшему в себе. Установив сознание в Атмане, ни о чем да не помышляет, обуздывая любые волны в психике.

Куда бы ни ускользал шаткий ум (Манас), обуздав его все время нужно возвращать в подчинение высшего Я отовсюду.

Ибо такого йогина с умиротворенной психикой, успокоенными страстями (Раджасом), уподобившегося Абсолюту (Брахману), безгрешного, охватывает высочайшее блаженство.

Так, постоянно пытаясь пробудить в себе Истинное Я, йогин, зло в себе уничтожив, счастливо вкушает ПРЕДЕЛЬНОЕ БЛАЖЕНСТВО соприкосновением с Абсолютом (Брахманом)».

Нужно постоянно помнить, что Гита ставит знак равенства между понятиями Брахман и Атман. Это в духе традиции упанишад, в традиции таких мантр, как: «Брахман есть Атман» или Тат Твам Аси (ты одно с Тем, Твое Я и Абсолют одно).

«Все существа, пребывающие в Атмане, и Атмана, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий ЕДИНОГО СУЩЕГО».

Гита постулирует главный принцип упанишад — единство. Весь мир, внешний и внутренний, есть единство, единый Сущий, Абсолют, лишь иллюзорно разделенный на части. Достижение такого видения возможно, и йога ведет к этому. «Тогда, — утверждает текст, — йогин существует в Абсолюте, в Едином, Всевышнем, в Боге. В силу уподобления ему, йогин смотрит одинаково на то, что обычные люди считают счастьем или горем».

Он видит Бога везде, внутри и снаружи, в себе и других. Такой йогин существует в единении с Абсолютом.

«В силу уподобления Атману, кто взирает одинаково на счастье и несчастье, тот считается совершенным йогином».