«Даже боги завидуют тому, чьи страсти, словно кони, обузданные возницей» — говорится в Дхаммападе, сборнике высказываний Будды.
Вообще мне кажется, что излагаемое Буддой учение ни на йоту не отклоняется от йоги. Но, как это и бывало с другими мудрецами, последователи исказили слова Будды, утеряв суть, нагромоздив их своими комментариями, ритуалами и обожанием Гаутаммы, превратив ученье во множество ожесточено спорящих друг с другом сект. От этого не свободна и Гита. Но я стараюсь читать ее, не обращая внимания на поздние интерполяции разных сект. Если следовать сути, а не конкретным терминам, ритуалам и именам, то получится точно то же самое, что говорил Будда: жизнь человека полна страданий, можно избавиться от них, без сверхъестественного вмешательства, лишь опираясь на собственные силы, побеждая все низменное в своей природе.
Единственное отличие йоги Гиты от пути Будды — бхакти. Гита говорит, что от нас достаточно даже страстного желания познания и освобождения, и тогда божество, спящее внутри, пробудится.
«Победивший себя мудростью, умиротворенный, полагается на высшее в самом себе (атмана), в холоде и жаре, счастье и горе, почести и гонениях. Насытивший себя мудростью, осуществлением мудрости, возвышенный над суетой, победивший чувства, воссоединенным именуется йогин, равный к кому земли и золоту. К товарищу и другу, противнику и недругу, равнодушному и безучастному он отличается равномыслием, он их превосходит».
Здесь был описан стиль жизни, который достигается при соблюдении первых двух ступеней йоги — ямы и ниямы. Отказ от агрессии, надежда на атмана, равнодушие к богатству и т. д.
Дальше гита переходит к самим упражнениям, подчеркивая важность соблюдения тайны. Окружающие нас люди, родные, друзья не должны знать о занятиях йогой. Родные связаны с вами через родство, т. е. через физический план. Йога — это попытка превзойти физический план. Поэтому родные отнесутся враждебно к вашим намерениям, если вы откроете им всю правду. Им можно открыть часть правды, сказав, что вы делаете асаны для здоровья, медитации, чтобы отдыхать от напряжения и тому подобное. Но, даже зная это, никто не должен присутствовать при ваших упражнениях, вас никто ни должен видеть. Это важно!
«Пусть йогин постоянно тайно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве, укротив самосознание, без надежд, без привязанности к собственности и семье».
В тексте термин «апариграха». Он означает все, что окружает человека. Мы переносим свое эго на все окружающее нас — на дом, работу. Все это мы любим неправильно, из эгоизма, потому что все это НАШЕ. Вот что подразумевает гита, говоря об апариграхе. Нужно отучиться переносить свое эго на окружающее. Вы написали книгу или построили дом. Вы вкладываете в это часть себя и ПРИВЯЗЫВАЕТЕСЬ. По сути, вы привязываетесь к временному. Даже в родных нужно видеть вечное и любить их бессмертные души, а не то тело, что роднит с вами и что не вечно.
Теперь о месте для упражнений. Гита ставит единственное условие — чистота места.
Например, Шветашватара упанишада настаивает на том, чтобы место для медитаций было укрыто от людей, свободно от сквозняков, огня, насекомых и т. п.
Другой трактат по хатха йоге советует найти спокойное царство, где правит уравновешенный правитель, построить там хижину и только после этого приступить к упражнениям.
Вивекананда советует заиметь специальную комнату, где нельзя заниматься ничем иным, только йогой. Там нельзя спать или допускать праздные мысли. Идея в том, чтобы через некоторое время это помещение прониклось святыми, чистыми (сатвическими) вибрациями. Если вы верующий, молитесь в ней. Если нет — можете читать философские труды, повесить фотографию учителя. Зажигайте там курения, свечи, заносите свежие цветы.
Одним словом, у вас должен сформироваться рефлекс, эта комната должна ассоциироваться с чистотой, святостью.
Это имеет в виду Гита, настаивая на чистоте места.
Асаны делаются на коврике для медитаций. Сверху нужно постелить ежедневно моющуюся ткань.
Гита говорит о шкуре лани. Можно использовать шкуру другого животного. Смысл в изолирующих свойствах, которым обладает шкура животного. Она блокирует специфическое излучение, идущее из земли. Еще она отпугивает ядовитых насекомых. Известно, что запаха копытных боятся скорпионы и даже змеи.
Но в современных условиях особо опасаться всего этого не стоит. Так что не нужно особо обременять себя — возьмите коврик или сложенное одеяло, накройте сверху чистой тканью и можно приступить к медитации. Еще совет — лучше, чтобы ваше сиденье было немного наклонённым вперед. Когда вы садитесь в позу лотоса, полу лотоса или сидхасану, сиденье должно иметь некоторый наклон вперед. Этого можно добиться, подложив тонкую подушку или сложив заднюю часть одеяла, коврика.
Для людей востока поза со скрещенными ногами, полу лотоса или лотоса легко выполнима, поскольку к ней они привыкают с детства. На западе дело обстоит труднее. Нужна некоторая практика.
Я советую сидхасану. Она восхваляется в сакральных текстах как дающая совершенство, очищающая нади — каналы, по которым циркулирует энергия, прана. Нужно сесть, прижав одну пятку к промежности (под гениталиями), а другую положить на нее или впереди нее. Расправить позвоночник, положить руки на колени, соединив указательные и большие пальцы.
Гита требует лишь одного — держать выпрямленным позвоночник. Патанждали вообще не касается асан, настаивая лишь на удобстве позы. Труды по хатха йоге говорят о шестидесяти четырех асанах.
Поскольку в данный момент мы говорим о Гите, то ограничимся удобной позой, со скрещенными ногами, с выпрямленным, наклоненным чуточку вперед туловищем. Гита не касается технической стороны йоги. Она старается выявить суть. Поэтому ограничимся этим. Но я должен сразу оговориться — невозможно достигнуть глубоких ступеней медитации без полного овладения одной из медитативных асан. К детальному анализу вопроса мы вернемся при рассмотрении йога-сутр. В йоге ничего не имеет статус лишнего. Дыхательные упражнения, работа с тонкой физиологией (кундалини), продвинутые ступени медитации должны сопровождаться строго придерживаемой асаной, специфическими усилиями для распределения давления, оттока венозной крови, называемыми УЗЛАМИ (джаландхара бандха, уддиана). Легкомысленное отношение к йогическим упражнениям, особенно к дыхательным, в высшей степени опасно.
Но здесь я комментирую Гиту, которая касается сути, а не технических деталей.
«Посвятив себя одному, укротив деятельность чувств и мысли, опустившись на сиденье, пусть упражняется йогин ради самоочищения. Ровно и неподвижно держа туловище, голову, шею, стойко, устремив свой взор на кончик носа, не глядя в стороны. С успокоенным духом, отогнав страх, укротив сознание (манас), думая об Атмане, предавшись на волю атмана, да сядет он, стойкий в обетах и самообуздании».