http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/bhagavadgita/6656.jpg

Это неведение можно устранить.

Неведение, или авидья, побеждается с помощи истинного знания об Атмане. Атман, Пуруша — это спящий, который должен проснуться. Он должен вспомнить свою божественную сущность. Читая сакральные тексты, мы способствуем этому. Иногда наше сознание может не до конца понимать их, но ОН, СПЯЩИЙ, просыпается именно благодаря этим словам. Сакральные тексты написаны людьми в ПРОБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ. Их авторы не ученые или историки, лишь логически осмыслившие предмет. Они АПТА — вдохновленные мудрецы, йогины. Позволяя их словам очищать наш разум, мы способствуем, чтобы к нашей ПУРУШЕ, спящей, грезившей обратился другой Пуруша, не скованный иллюзией, ПРОБУЖДЕННЫЙ. Логика тут ни при чем. Скорее она мешает. Запомните этот момент, когда будете читать упанишады, Гиту, Веды.

Знание подобного рода Гита сравнивает с солнцем, выявляющим высочайшее ТО.

На санскрите То — тат. Тат твам аси — ты един с ТЕМ! — знаменитая мантра из упанишад. Гита на свой лад пересказывает ее, говоря о просветленных:

«Постигая ТО, в ТОМ познав себя, утвержденные в ТОМ, поставившие ТО высочайшей целью, идут, не возвращаясь снова, мудростью развеяв грехи».

Достигший подобной мудрости йог, обнаруживший за своей конечной личностью БЕСКОНЕЧНОЕ ТО, видит эту сущность и во всем остальном. В мудрецах и сумасшедших, в людях и животных — во всем он видит ТО. Весь этот мир — лишь иллюзия, в которой ТО принимает разные роли: от животных до богов, от праведных до негодяев.

Это победа. Победа над Мохой, иллюзией, неведением. Йог побеждает, завоевывая весь мир.

«Уже здесь победили мир те, чьи сердца находятся в равновесии, ибо безгрешен и уравновешен ТОТ, с КЕМ они сливаются. Не радуйтесь тому, что принято считать приятным. Не огорчайтесь от неприятного. Не заблуждайтесь — постигните вашу истинную сущность, утвердитесь в ней».

Йога — путь интроспекции, обращения внутрь. Оставьте внешнее, найдите счастье в Атмане (вашей САМОСТИ). Преданный йоге, вы достигнете непреходящего блаженства.

Ибо все иные наслаждения временны, преходящи. Озаренный (буддха) ими не прельщается.

Счастлив лишь тот, кто понимает это и имеет силу противостоять низменным стремлениям.

Такого человека гита называет воистину счастливым.

Счастья нельзя найти в чем-нибудь внешнем, ибо все преходяще. Но внутри нас, внутри наших близких и друзей есть нечто неизменное — Атман. Это есть абсолют, брахман, сущий.

«Кто счастлив внутри, радуется внутри, озаряется внутри — йогин, достигший сущности абсолюта, Брахмана. Это состояние нирваны».

Нирвана означает успокоение, умиротворение. Когда метания психики успокаиваются, как волны на поверхности озера, и становится возможным увидеть дно.

«Получают нирвану йоги, уничтожившие грехи, отказавшиеся от двойственности, во всем зрящие единое ТО, обуздавшие себя, отказавшиеся от агрессии ко всему живому. Для отрешившихся от вожделения и гнева, тренирующихся в медитациях, обуздавших психику, познавших самого себя, близко пребывает нирвана».

После этого гита описывает классическую медитацию: внешние касанья, оттеснив вовне, направив внимание внутрь, концентрируясь в межбровье (аджна чакра), уровняв вдыхание и выдыхание (прана апана), движущееся в ноздрях, укротив чувства, сердце и ум, стремящийся к окончательному освобождению йог, отогнавший желание, страх и гнев, — добивается вечной свободы, бессмертия. Он постигает атмана и получает умиротворение.

Здесь в конспективном виде изложена классическая йога. Ступени пранаямы, пратяхары, дхараны и самадхи. Все это детально будет рассмотрено нами при комментировании йога сутр.

В шестой главе идет некое резюме уже сказанного. Учитель снова повторяет, что истинное отшельничество — это внутреннее освобождение от страстей, жажды плода, а не механическое, внешнее следование неким правилам.

«То, что называется отшельничеством, знай как йогу».

В тексте термин самньяса. Он обозначает отшельничество, но гораздо больше насыщен смыслом, поэтому остановлюсь на этом.

Во времена создания гиты арийское общество жило по неким законам, так называемым законам периодов (варна ашрама дхарма). Эти законы собраны в книге законов Ману. Это обязательный свод правил для арийца. Брахманы (мыслители), кшатрии (военное и правящее сословье) и вайшьи (люди бизнеса, производители и земледельцы) — все эти варны должны были проходить некие ступени от рождения до смерти. Сперва был период ученичества (брахмачарья), когда юношу отдавали к гуру, где он жил и учился, при этом исполняя некоторую работу в доме учителя. После взросления он вступал в период домохозяина — обзаводился семей, начинал жить по законам своего сословия, касты. Третий период был промежуточным между жизнью в обществе и отшельничеством — человек удалялся от суеты, уходил в деревню, где жил в размышлениях, приучая себя к полному отказу от всего.

Четвертая ступень — самньяса. Она не была обязательна, но считалась самым важным. Тот, кто решался на это, считался живым богом. Самньясин, принявший четвертую ступень, не общался ни с одной душой. Он должен был жить без собственности, без крова, лишь подаянием. Он не должен был просить еду, вкушать то, что ему предложат без просьбы с его стороны. Не имел права оставаться на месте дольше трех суток. Эти правила варьировались для разных направлений, разных сект. Но я старался изложить суть — человек порывал с иллюзией, он выходил за пределы жизни, просыпался, насмехаясь на суету вокруг себя. Самньяса невозможна в кали юге — так утверждают древние тексты.

Теперь вернемся к гите. Шестая глава начинается с утверждения, что простое, механическое исполнение правил самньясы еще не гарантирует духовный прогресс. Главная ее суть – отрешенность от желаний, от прежних самскар.

«То, что именуется самньясой, знай как йогу, — говорит учитель, — ибо без отрешенности от желаний не бывает никакой йоги. Для стремящегося к йоге действие именуется средством. Но для достигшего прогресса средство — в спокойствии. Ибо когда он ни к объектам, ни к делам не привязан и ото всех желаний отрешился, тогда он именуется йогом».

Это перифраз места, где утверждалось, что йог видит неделание в делании, а делание — в неделании. Этот момент нужно правильно понять. Наша внутренняя природа беспокойна, суетна. Ничего неделание, ничего нежелание абсолютно противоречит ей. Поэтому йогу нужно много усилий, чтобы добиться спокойствия. Практикуя это спокойствие, удерживая свою психику от мыслей, желаний, фантазий, он преодолевает огромное сопротивление. Тело, ум, чувства пытаются вернуться к старым путям, к хаосу, к которому привыкли. Обуздать их трудно. Поэтому и говорит учитель, что на первых этапах действия (позы, исполнения предписаний ямы и ниямы, дыхательные упражнения и т. п.) именуются средством. Но с прогрессом в йоге сам покой, безмятежность ума являются средством, тем, в чем совершенствуется йог.

Патанджали в йога-сутрах дает классическое определение йоги (читта вритти ниродхах — удержание психики от модификаций, изменений). То же утверждает и гита. Всю йогу можно определить этими тремя словами — читта вритти ниродхах. Это считается классическим определением. Но удержание нашей психики от изменений — неимоверно трудная задача. Поэтому и нужно начинать с подготовительных ступеней…

Учитель рисует портрет человека, приступившего к ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ, к реализации.

«Да поднимает он себя Атманом (найдя истину в самом себе), пусть сам себя не снижает. Ибо каждый сам себе союзник и сам себе враг. Союзник себе тот, кто сам собой побежден. Кто же собой не владеет, тот враг самому себе».

«Познайте себя, и вы познаете всех богов и всю вселенную», — было написано на стене храма пифии в Дельфах. Познанием своего атмана, обузданием самого себя и подчинением этому наивысшему в самом себе и является йога. Здесь человек должен победить в битве с Мохой — всем низменным в самом себе.