http://www.yogaold.info/templates/yogaold/images/bhagavadgita/888.jpg

Нужно отвлечь все чувства от внешнего и остановить сознание, сделав его устойчивым. Это – медитация.

«То, что ночь для всех существ, — говорит Гита, — есть бодрствование для медитирующего; что бодрствование для остальных, есть сон для йога».

Таким путем добывается истинное удовлетворение. Погоня за внешними целями и желаниями не дает удовлетворения. Лишь йогой можно добиться того, чтобы существование стало БЕСПЕЧАЛЬНЫМ. Свобода от своей псевдоличности, когда душа вспоминает свою истинную сущность, дает покой и блаженство в полной мере. Все остальное — лишь погоня за толикой этого безмерного блаженства. Это — нирвана, и ею достигается абсолют, сущее, истинная реальность – то, что действительно скрыто за нереальностью этого эфемерного мира.

В этом месте начинается следующая глава (третья) гиты. Ученик прерывает философские рассуждения учителя. Противоречивые слова, философствование вводит в заблуждение его психику. Его буддхи (психика) шатается. Он не понимает, если все сон, то почему нужно придерживаться долга, почему нужны упражнения йоги… Если смысл в остановке, в пробуждении, то теряет смысл любое действие…

«Скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага», – вот крик души, измученной, сметенной. Это крик души каждого из нас— получить конкретные наставления, без примеров, без многословия, без расплывчатости: как достигнуть результата, как добиться этой нирваны на деле?

«С начала времен, — отвечает учитель,— ответ приходил к вопрошающим изнутри. Вдохновенные авторы упанишад и ведических гимнов получали наставления от сверхдуши. Вопрошай, и ты получишь ответ».

Йога называет бога самым первым учителем — учитель учителей. Йогическую мудрость невозможно добыть самому, логическим путем. Она всегда переходила от гуру к ученику. Но кто был гуру самых первых учителей, как зародилась эта цепь ученичества, преемственности от учителя к ученику?

Все началось от божественной сверхдуши, Атмана, Брахмана, Абсолюта… Очень трудно определить эту наивысшую сущность, выразить словом, поэтому самый лучший вариант — воображать его в ипостаси учителя учителей.

С самых древних времен существовало это знание. Оно не было придумано кем-то. Не было людей, постепенно собиравших эту мудрость по кусочкам. Гита утверждает, что это знание пришло в полном виде, извне, из другого мира, из другой реальности. Поэтому санкхья и йога входят в разряд ШРУТИ— священного писания. Эти истины открылись вдохновенным душам. ШРУТИ означает услышанное, воспринятое. Это знание невозможно было бы придумать логическим путем, ибо оно превосходит логику. Оно— о вещах, которые невозможно охватить умом. Гита утверждает, что йогическое знание – подарок всевышнего, путь, оставленный человеку, решившемуся вырваться из оков материи.

«В этом мире есть две точки зрения, Богом возвещенные раньше: йога знания размышляющих и йога действия подвизающихся».

В среде Ариев существовали два центральных направления мыслителей— теоретики (санкхья) и практики (йога). Первые утверждали, что для достижения нирваны достаточно осмыслить принципы санкхья (это мы детально рассмотрим при комментировании текстов из Мокшадхармы) и быть бездействующим, не участвующим в сновидении мироздания. Практики утверждали, что подобное невыполнимо без соответствующих средств йоги. В принципе, обе группы говорят о разных сторонах «одного медальона».

Учитель подчеркивает, что путь теоретиков неосуществим без практики йоги. «Ибо никто даже мгновенья не может пребывать в бездействии: он ведь невольно производит действия в силу рожденных природой качеств (гун)».

Если некто старается отрешиться от предметов чувств, то они все время напоминают о себе в его сознании. Лишь йогическими приемами можно побороть самскары, привычки прошлого, и достигнуть истинной непривязанности. Чтобы достигнуть бездействия, нужно совершать некие предварительные действия. Помните пример с занозой в пальце? Чтобы избавиться от занозы, нужно взять другую колючку и, избавившись от первой, отбросить обе. Точно так же огонь можно использовать против огня. Это и есть то более углубленное понимание гиты, которое не акцентировано в комментариях, попадавшихся мне. Когда учитель говорит о непривязанности к делам, к действиям, обычно понимают деятельность, обычные дела. Но нужно понимать глубинный смысл— здесь говорится о непривязанности к йоге, к средствам освобождения. Йогу нужно практиковать как жертву, принесенную на алтарь истины. Без жертвы не бывает результата. Музыкант, ученый, бизнесмен приносит всего себя в жертву и лишь тогда добивается результатов. То же и с йогой.

Я не понимаю, почему досточтимые комментаторы так упорно не замечают этого момента, утверждая, что действия, упомянутые в этом месте,— мирские дела.

«Человек, насыщенный познанием своей Истинной Сущности (Атмана, истинного Я), да возрадуется в Атмане. У него, удовлетворенного в Атмане, НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ, — говорит Гита. — У него нет цели ни в делании, ни в неделании».

Это главное. Но и обычная деятельность ради блага других может совершаться как упражнение, непривязанно, без желания плода. Такое направление должно иметь единственную цель— благо для мира. Человек, занимающийся йогой, скоро набирает огромное количество благой кармы, что приводит к тому, что его ЖЕЛАНИЯ ИСПОЛНЯЮТСЯ. Вот почему не агрессивность, ахимса так важна в начале пути. Поверьте, я говорю не только то, что читал в книгах, я основываюсь на собственном опыте. Набрав определенное количество некой кармической энергии, некого духовного капитала, ученик становится способным осуществлять желания непосредственно. Гита эту способность называет ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ— виджнана. Она накапливается вследствие тапаса (аскетизма), свободы от страстей и йогических упражнений (дыхательных и медитативных). Творческая Мысль— очень странная способность: любое желание исполняется. Не сразу, как в сказках, а в течение нескольких лет. Энергия виджнаны изменяет некое равновесие сил на более тонком плане бытия, и на физическом плане это отражается не как чудо, а скорее как невероятное стечение обстоятельств, хотя и таких невероятных, что это кажется почти чудом.

Поэтому Учитель и говорит о необходимости для ученика думать о благе Мира. Могущество, достигаемое йогой, не должно идти вразрез с высочайшей волей, иначе мы получим очередного демона, тратившего накопленную виджнану, творческую энергию лишь для удовлетворения своих мелочных эгоистичных нужд.

Нужно отдать миру некий долг, ведь мир состоит из наших близких и друзей. А сколько их было в прежних инкарнациях, сколько еще будет? Вы не задумывались об этом? В принципе, друзей и близких у каждого человека на порядок больше, чем врагов. А если посмотреть в перспективе инкарнации, то неимоверное количество наших братьев, друзей, близких живет вокруг нас. Ну и что, что мы их не помним. В детстве у нас с братом был третий, сводный брат. У его матери не было молока, поэтому он рос молоком моей матери, рос вместе со мной. Мы были очень близки, я это знаю из рассказов матери, но памяти об этом парне мой детский мозг не сохранил. Но он есть, где-то живет. Может быть, мы с ним пересечемся. Представьте, если это пересечение будет враждебным. Это будет трагедией. Точно в такой же ситуации находитесь вы все. Каждый может оказаться вашим братом или сыном из одной из прежних жизней… Глядя в такой перспективе, легче пробудить в себе желание сделать нечто великое и значимое для людей. Это и подразумевается под фразой «ради блага мира».

Вы, если посвятите йоге должное время и энергию, станете могущественными душами, с творческой мыслью, способной изменять ткань мирового сновидения. Вы обнаружите, что изменяете мир по своему желанию, хотя это будет происходить медленно, в течение многих лет. Используйте эти и другие, приобретаемые йогой магические силы во благо, для улучшения мира, ведь в этом мире и так много страдания, тревог, страха и слез. Возможно, об этом мы еще поговорим. Это очень тонкий вопрос, и по правде говоря, мне не хочется свободно, для каждого излагать способы достижения подобных способностей. Наверное, это и невозможно сделать с помощью книг— нужен некий контакт, хотя бы при помощи переписки. Те из вас, кто созрел, смогут все понять из первоисточников без моих пересказов. Вам только нужно понять, как расшифровываются сакральные тексты. Но подобное смогут лишь те, кто ГОТОВ… Так работает некий защитный механизм, спасающий мир от новых демонов.

Вернемся к гите. Йога делает людей могущественными, что проявляется не только в мистических способностях, но и в обычной жизни. Не верно представлять йога оборванцем, не имеющим ничего за спиной. Он внутренне должен быть непривязан к богатству и власти, но внешне он продолжает играть свою роль, занимать свое место в обществе. Раньше, во времена Вед, йоги (Брахманы) являлись высшей кастой. Они были верхушкой общества, и другие— воины (кшатрии), купцы (вайшьи) и пролетариат (шудры)— с почтением освобождали их от мирских проблем, чтобы те набирали мудрость и ничего не отвлекало от этого. Времена изменились, постепенно власть перешла к воинскому сословию. Со временем деградация пошла дальше, и купцы стали управлять воинами и людьми духовности… В двадцатом веке почти половина мира деградировала полностью— власть перешла к пролетариату. Но маятник остановился. Теперь пойдет обратное движение… Время спрессовано вследствие технического прогресса, поэтому то, что раньше деградировало в течение веков, будет восстановлено стремительно— мы все это увидим. Это описано во всех древних сакральных книгах. Это и будет возврат к золотому веку, когда век железа (кали юга) закончится. Вот пролетариат снова отдал бразды бизнесу. Скоро в связи с мировым терроризмом (в действительности— третьей мировой войной) бизнесмены отдадут власть военным, что и происходит повсеместно. Но военные зайдут в тупик. Прогресс невозможно остановить, и фанатично настроенные радикальные группировки будут совершенствовать свое оружие все легче и легче. Индия, Пакистан уже сделали атомные дубинки. На очереди Иран. Этот процесс будет продолжаться.

Секта в Японии использовала зарин. Другие научились водить самолеты… Скоро несколько человек, имея немного мозгов и много финансов, будут способны разработать если не термоядерное, то хотя бы биологическое и химическое оружие… И этот кошмар невозможно остановить. Прогресс и свобода информации способствуют этому. Вот тогда военные и передадут власть людям духовности, чтобы те договорились между собой. И круг сомкнется. Виток будет сделан. Гита утверждает, что как раз при ее создании и началась четвертая кали юга, век железа, когда вместо духовности ценится сделанные из железа вещи— станки, вертолеты и подводные лодки. Но виток будет совершен. Человечество, как любая популяция, имеет механизм выживания. Как будет осуществлен этот защитный механизм? Появлением множества совершенных людей. Да, именно так. Среди христиан, мусульман, суфиев, джайнов, индуистов и буддистов, среди приверженцев Торы и Вед, Библии и Корана появятся прозревшие, увидевшие истину. Они и смогут договориться, и весь остальной мир придет к согласию. Все обнаружат, что имеют в виду одно и то же. Как в джайнской притче, когда трое слепых пошли изучать слона. Вернувшись, они не могли прийти к согласию. Один, который трогал ногу слона, утверждал, что это животное подобно стволу дерева. Другой трогал бок и представлял его в виде плоского, как стена, существа. Третий щупал хобот и утверждал, что слон подобен питону. Эти слепые перестанут спорить, лишь прозрев. Тогда они увидят, что прав каждый из них…

Точно так же должно случиться с человечеством. Должны появиться прозревшие люди, увидевшие нечто одно, лишь разбросанное по разным религиям. Одно, что люди поняли с разных точек зрения. Таков единственный путь. А ситуация созрела. Если люди не договорятся быстро, то будущего не будет, или оно будет кошмаром из фантастики, с тотальным контролем и закрытыми государствами, с неприязнью чего-либо отличного от своего народа, своей религии, своего уклада жизни… И, наконец, некто, кого не брали в расчет, добудет атомное или бактериологическое оружие…

Но человеческая популяция как единый организм воспротивится самоуничтожению. А это значит, что скоро появятся много совершенных, много зрящих, которые и объяснят, на что похож слон.

И это написано в гите. Учитель говорит, что в таких ситуациях, когда человечеству грозит погибель, Сверхдуша, Божество воплощается, нисходит.

Каждый из нас должен участвовать в этом процессе в той или иной мере. Внутренняя сущность, сверхдуша станет нашептывать вам, в чем ваш долг. Но в общих чертах гита говорит так — йог должен быть примером для обычных, не зрящих людей. Он должен передавать знание в той дозе, чтобы не смущать их… Это очень важный момент. Личный пример лучше, чем словесные советы и наставления.

«Что делает лучший, то и другие люди; какой он выполняет устав, такому следует и народ…»

Как совершают дела заблудшие, скованные оковами иллюзии люди, так же должен вести себя и прозревший, знающий, работая ради блага мира. Да не смущает он сознание незнающих, привязанных к делу, да сделает он им все действия приятными».