Существует мнение, что мир иллюзорен, но в действительности в мире не существует иллюзий, все реально. Это мы воспринимаем совсем не то, что есть в действительности. Действительность не может быть иллюзорной, иначе это не действительность. Иллюзорным является результат нашего восприятия. Каждое живое существо имеет свою собственную иллюзию восприятия, и каждому живому существу кажется, что он отделен от всего остального мира и поэтому он есть индивидуальность. Способ взаимодействия человека с миром основан на его иллюзии отделенности себя от этого мира, и на осознании того, что в этом мире существуют только индивидуальности. Но это тоже иллюзия. Мир не виноват, что мы его так воспринимаем, и нет нашей вины в том, что мы его так видим. Следовательно, нам нужно понять, для чего эти иллюзии необходимы. Для чего нужна иллюзия боли и страдания, иллюзия страха, иллюзия смерти, счастья и надежды? Для чего нужна иллюзия рождения и неведения? Для чего нужны иллюзии усилий? Если для познания истины, которую мы носим в нашем сердце, то это абсурдно, потому что она и так постоянно с нами!
Можно еще долго плакать и возмущаться условиями, которые предоставил человеку Господь Бог, но все это будет не более как проявление неведения. И не следует думать, что на Вселенную наброшен покров неведения. Он действительно наброшен, но только на индивидуальности, которыми населена Вселенная.
Попытаемся разобраться в причинах боли и страданий, через которые проходят все формы земной жизни. Однажды биологи проделали такой опыт. В питательный раствор, который был налит в чашку Петри, поместили некоторое количество одноклеточных организмов – амеб. Затем в чашку с этим раствором с краю положили кристаллик соли. Некоторое время спустя все амебы собрались в противоположной половине чашки Петри – подальше от неблагоприятных для них условий. Нечто сходное с реакциями амеб мы наблюдаем и в некоторых направлениях йоги и религиях, в которых человек стремится от мира страданий уйти в нирвану. Те же самые реакции мы наблюдаем и во многих традиционных религиях, в которых люди стремятся еще здесь, на Земле, заслужить при жизни себе места в раю. Во всех этих случаях, начиная с амебы и кончая человеком, мы наблюдаем бегство от неблагоприятных условий в более благоприятные или даже выдуманные. Конечно, можно отгородиться, насколько это возможно, от неблагоприятных условий, и тогда боли и страданий в жизни человека будет значительно меньше. Это и привело в свое время к возникновению цивилизации. Но полностью данная проблема так и не была решена, так как появилась зависимость от самих принципов цивилизации, и к тому же никуда не деться от главной причины, порождающей боль и страдание смерти, и несмотря на все успехи науки, люди все равно продолжают болеть и умирать. Следовательно, цивилизация – это не решение проблемы, а только привлекательная иллюзия, ведущая в тупик. Но Бог не напрасно поселил человека в мирах низшей сферы и, конечно же, не для того, чтобы он бежал из этих миров. У Бога была другая цель: низшая сфера миров должна быть трансформирована в миры Высочайшей Истины. Для того, чтобы это было сделано, Боги – существа высших миров низшей сферы, существующие в состоянии комфорта, ничего делать не будут, им и так достаточно хорошо. Существа низших миров тоже ничего делать не будут, потому что их вполне устраивает гармония их миров. И только человек, в котором совмещаются как высшие, так и низшие миры, где он соприкасается как с блаженством, так и со страданиями, будучи противоречивым и негармоничным существом, может стать тем инструментом Божественной воли, который совершенно сознательно будет ее исполнителем. Следовательно, страдания и боль в условиях Земли - это начало путешествия к Блаженству и Бессмертию.
Но какова тогда причина человеческого неведения? Почему человек должен восходить от бессознательности к высочайшему Божественному сознанию постепенно? Причина нашего неведения кроется в убеждении, что все живое на Земле и вообще вся Вселенная, такая, какая она есть, созданы или, другими словами, завершены. Отсюда берет начало глупая легенда, что Бог поставил человека царствовать над всеми живыми существами на Земле. В действительности человек сам присвоил себе это положение, исходя из своей эгоистичности и веру в свою исключительность.
Если говорить о творении, то безусловно, человек еще не создан. То, что мы сейчас называем человеком, в действительности является переходным существом. Можно современного человека сравнить с личинкой будущего совершенного существа, которое, в свою очередь, также будет только переходной ступенью к еще большему совершенству, и этому не будет предела подобно тому, как плод в чреве матери, развиваясь в определенной последовательности, не может опережать тех стадий своего развития, которые предстоят ему, так и человек на Земле, охраняемый и вскармливаемый ею, находит в ней свою опору, прежде чем станет человеком космическим или, что то же самое, гностическим существом. Человек в действительности еще не родился, но схватки, предшествующие его родам, уже сотрясают все Великое тело, и все на Земле уже вплотную приблизилось к своему апокалипсису, который и знаменует собой начавшиеся роды.