Бог создал неравновесную Вселенную, похоже что в ней нет гармонии и она полна противоречий. Он не просто разделил себя на две части – добро и зло, свет и мрак, жизнь и смерть и т.д., но еще и сделал эти части неравными. Мы говорим, что все имеет свои противоположности, но эти противоположности – не равные. Если их сложить вместе, то нуля не получится. Если бы во Вселенной была полная гармония и ее светлая часть была бы равна ее темной части, то такая Вселенная уже давно перестала бы существовать. Поэтому мы можем сказать, что Вселенная не только противоречива, но что эти противоречия – неразрешимы. В каждом зле есть добро, и в каждом добре – зло, и конечно же, все это находится в неравновесном состоянии. И поэтому добро и зло всегда относительны. Поэтому когда эти относительные добро и зло взаимодействуют одно с другим, то каждое из них при этом получает свою долю результата, что оставляет их с прежним знаком плюс или минус, но при этом они становятся другими. При любых взаимодействиях пищу получает как добро, так и зло, но, к сожалению, не в одинаковой степени. И поэтому существуют те взаимодействия, которые ведут к разрушению, и те, которые ведут к созиданию. Можно сказать, что существуют принципы абсолютного зла и абсолютного добра. И если в поле принципа абсолютного зла ничто не может остаться целостным и бесконечно распадается на все более и более мелкие части, т. е. состояние энтропии возрастает бесконечно, то в поле добра идет обратный процесс – бесконечно возрастающее созидание. И если царство абсолютного зла может привести к неизбежной деструкции всего до состояния полной аморфности, что можно назвать состоянием безусловной смерти, то в царстве абсолютного добра созидание и объединение будет абсолютным и приведет к возникновению единой структуры, подобной бесконечному кристаллу. Как в первом, так и во втором случае Вселенная, по-видимому, будет стремиться к своему пределу. И пусть в бесконечной Вселенной это будет продолжаться бесконечно долго, но в любом случае она будет стремиться или к аморфной неподвижности, или к неподвижности, имеющей невыразимо сложную кристаллическую структуру.
Бог в своем вечном самовосхождении и вечном самопознании внутри себя создал систему, в которой принцип созидания от грубых до тончайших уровней бытия незначительно превосходит систему разрушения. ( с религиозных позиций в этой системе добро всегда преобладает над злом) И, кроме того, направив разрушительные силы на несовершенства проявлений бесконечных возможностей, Он этим самым создал бесконечную спираль восхождения, замыкающуюся в вечно обновляющееся кольцо эволюции. Это и есть символ змеи, вечно стремящейся схватить свой хвост и вечно ускользающей от самой себя.
Все живущее на Земле несет в себе оба принципа: разрушения и созидания добра и зла, которые в различных существах распределены неравномерно. У одних преобладает принцип разрушения, у других – созидания. Эти принципы имеют прямое отношение и к человеку. И поэтому одни люди, взаимодействуя с их окружением, вольно или невольно стремятся разрушить его, другие – стремятся к объединению. Одни ведут свою жизнь к саморазрушению, другие стремятся к совершенству.
В связи с неравновесной структурой человека между людьми не может быть полной гармонии. В любой обстановке в некоторой степени будет присутствовать неадекватность ответных эмоциональных и двигательных реакций, неадекватность отношений и мнений. Степень неадекватности и есть эволюционный шанс, который человек может использовать в своей духовной работе. И в то же время степень неадекватности может быть той разрушительной силой, которая ведет как к физической, так и духовной деградации.