Составлены Нголчу Тхогме Ринпоче. Переведены на английский Арчая Тампхелем и записаны Тензином Чедраком. Перевод с английского A. Владимирова.
Я поклоняюсь своими тремя дверьми
Моему учителю и защитнику Ченрезигу,
Кто, видя отсутствие всех феноменов, приходящих и уходящих
Концентрирует своё усердие на благо живых существ.
Совершенные Будды, источник всего благополучия и счастья
Вырастают из выполнения великолепных учений
И зависит это от знания практик.
Итак, я далее дам объяснения практик Бодхисаттв.
1. Получив этот редкий корабль свободы и удачи
Слушай, думай и медитируй непоколебимо и днём и ночью
Для освобождения себя и других из океана циклического существования
– Это практика Бодхисаттв.
2. Привязанный к тому, кого любишь, ты размешан как вода.
Ненавидя своих врагов ты горишь как огонь
В темноте заблуждений, ты забываешь что принять, а что отбросить
Откажись от своей родины – это практика Бодхисаттв.
3. С избеганием плохих объектов беспокоящие эмоции постепенно ослабевают
Без отвлечения, благая деятельность естественным образом увеличивается
С чистотой ума, убеждённость в ученье возрастает
Развивай уединённость – это практика Бодхисаттв.
4. Любя кого-то с кем долго сохранял отношения всё равно будешь разлучён
Богатство, с трудом накопленное будет оставлено
Сознание – гость покинет гостиницу этого тела.
Оставь прежнюю жизнь – это практика Бодхисаттв.
5. Покуда остаёшься в их обществе твои три яда крепнут
Твои способности слушать, думать и медитировать ослабевают
И они заставляют тебя терять твою любовь и сострадание
Откажись от плохих друзей – это практика Бодхисаттв.
6. Когда ты полагаешься на них, твои ошибки заканчиваются
И благие качества вырастают как прибывающая луна
Лелей духовных учителей даже больше, чем собственное тело
– Это практика Бодхисаттв.
7. Связанный сам в темнице циклического существования
Какой мирской бог может дать тебе защиту?
Поэтому когда ищешь прибежища,
Принимай прибежище в Трёх Драгоценностях, которые не предадут тебя
– Это практика Бодхисаттв.
8. Победитель сказал, что все непереносимые страдания плохих перерождений
Это плод неблагих деяний.
Поэтому, даже ценой своей жизни, никогда их не совершай
– Это практика Бодхисаттв.
9. Как роса на кончике травинки – Удовольствия трёх миров
Длятся только мгновенье и затем исчезают.
Стремись к неизменному высшему состоянию свободы
– Это практика Бодхисаттв.
10. Когда твои матери, кто любил тебя с безначальных времён,
Страдают, какая польза от твоего собственного счастья?
Поэтому для освобождения бесчисленных живых существ
Развивай альтруистические намерения – это практика Бодхисаттв.
11. Все страдания приходят от желания своего собственного счастья
Совершенные Будды рождаются из мысли о помощи другим
Поэтому обменивай своё собственное счастье на страдание других
– Это практика Бодхисаттв.
12. Даже если кто-нибудь подверженный сильному желанию
Крадёт все твои накопления или пользуется украденным
Посвяти ему своё тело, свою собственность и свою добродетель
Прошлую настоящую и будущую – это практика Бодхисаттв.
13. Даже если кто-нибудь пытается отрубить тебе голову
В то время как ты не совершал и малейшего проступка
Из сострадания возьми все его прегрешения на себя
– Это практика Бодхисаттв.
14. Даже если кто-нибудь распространяет всевозможные
Неприятные замечания о тебе в трёх тысячах мирах
Взамен, с любящим умом говори о его достоинствах
– Это практика Бодхисаттв.
15. Несмотря на то, что кто-нибудь публично может высмеять тебя
И говорить плохие слова,
Смотри на него как на духовного учителя
Поклонись ему с уважением – это практика Бодхисаттв.
16. Даже если кто-то о ком ты заботился как о собственном ребёнке
Станет смотреть на тебя как на врага
Заботься о нём так же нежно, как мать заботится
О своём заболевшем ребёнке – это практика Бодхисаттв.
17. Если кто-то равный или менее достойный
Из гордости очерняет тебя
Почитай его так же как своего духовного учителя,
Ставя его портрет к макушке головы – это практика Бодхисаттв.
18. Несмотря на то, что нуждаешься и постоянно унижен,
Подвержен злым духам и болезням
Безотлагательно прими прегрешения
И болезни всех живых существ – это практика Бодхисаттв.
19. Несмотря на то, что стал знаменитым и многие поклоняются тебе
И собрал богатства равные Вайшраване
Наблюдай, что мирская удача не существенна
И не будь тщеславным – это практика Бодхисаттв.
20. Пока враг твоего собственного гнева не подчинён
Хотя и победишь ты внешних врагов их число будет только расти
Поэтому с воинским отрядом любви и сострадания
Подчини свой собственный ум – это практика Бодхисаттв.
21. Чувственные удовольствия – это как солёная вода:
Чем больше им предаёшься, тем больше возникает жажда
Откажись тотчас от вещей, которые порождают цепляющие привязанности
– Это практика Бодхисаттв.
22. Что бы не появилось в твоём собственном уме
Твой ум изначально свободен от выдуманных крайностей
Понимая это не разделяй в уме признаки объекта и субъекта
– Это практика Бодхисаттв.
23. Когда ты встречаешь привлекательные объекты
Думай, что они кажутся прекрасными как радуга летом,
Не считай их реальными и освободись от привязанности
– Это практика Бодхисаттв.
24. Все формы страдания – это как сон о смерти твоего ребёнка
Вера в реальность иллюзорных явлений утомляет тебя
Поэтому, когда встречаешься с неблагоприятными обстоятельствами
Наблюдай их иллюзорность – это практика Бодхисаттв.
25. Когда те, кто желает просветления должны отдать даже собственное тело
Что уж говорить о внешних вещах
Поэтому без надежды на возврат или любое вознаграждение отдавай щедро
– Это практика Бодхисаттв.
26. Без нравственности ты не достигнешь собственного благополучия
Тем более смешно говорить о желании благополучия другим
Поэтому без мирских желаний сохраняй нравственную дисциплину
– Это практика Бодхисаттв.
27. Бодхисаттвы, которые желают богатства добродетели
Тех кто причиняет им вред ценят как драгоценные сокровища
Поэтому вместе со всем взращивай терпение
Без враждебности – это практика Бодхисаттв.
28. Видя что даже шраваки и пратьекабудды,
Которые действует лишь для собственного блага, борются так,
Как будто хотят погасить огонь, разведённый на их головах
Для спасения всех существ прилагай радостное усердие, источник всех достоинств
– Это практика Бодхисаттв.
29. Понимая, что мешающие эмоции разрушаются
Посредством особой проницательности с безмятежностью,
Развивай концентрацию, которая превосходит четыре бесформенных погружения
– Это практика Бодхисаттв.
30. Так как пять совершенств без мудрости
Не могут принести совершенного просветления
Вместе с искусными средствами развивай мудрость которая
Постигает неконцептуальность трёх сфер
– Это практика Бодхисаттв.
31. Если ты не исследуешь свои ошибки
То можешь выглядеть как практикующий, но не быть им.
Поэтому всегда обнаружив свои собственные ошибки,
Исправляй их – это практика Бодхисаттв.
32. Если под влиянием мешающих эмоций
Станешь замечать ошибки другого Бодхисаттвы
Ты сам ослабнешь, поэтому не обращай внимание на ошибки тех
Кто вошёл в Большую Колесницу Махаяны – это практика Бодхисаттв.
33. Награды и почести приводят к ссорам
И снижают способность слушать, думать и медитировать.
По этой причине откажись от привязанностей к домам друзей,
Родственников и Благодетелей – это практика Бодхисаттв.
34. Грубые слова беспокоят умы других
И служат причиной изменения пути Бодхисаттвы
Поэтому откажись от грубых слов, которые другим неприятны
– Это практика Бодхисаттв.
35. Привычные мешающие эмоции трудно остановить противодействием
Вооружённый противоядием, и защищённый внимательностью и бдительностью
Разрушай мешающие эмоции, такие как привязанность сразу, как только возникнут
– Это практика Бодхисаттв.
36. Вкратце, чтобы ты не делал,
Спрашивай себя "Каково состояние моего ума?"
С постоянным вниманием и бдительностью
Достигай блага для других – это практика Бодхисаттв.
37. Для прекращения страданий бесчисленных существ,
Понимая чистоту трёх сфер,
Посвящай заслуги своего усердия просветлению
– Это практика Бодхисаттв.
Для всех кто желает научится пути Бодхисаттвы
Я написал "Тридцать семь Практик Бодхисаттвы"
Следуя за словами сказанными превосходными
И значениями сутр, тантр и трактатов.
Несмотря на отсутствие поэтичности, приятной знатокам
По причине моих слабых способностей и отсутствия образованности,
Я полагался на сутры и слова превосходных
Таким образом я думаю эти практики Бодхисаттвы не содержат ошибок.
Однако, поскольку в глубину и величие дел Бодхисаттв
Трудно вникнуть человеку моих ограниченных способностей,
Я умоляю превосходных простить мне все ошибки,
Такие как противоречия и непоследовательность.
Через заслуги накопленные здесь пусть все живые существа
Обретут абсолютные и обусловленные альтруистические намерения
И станут как защитник Ченрезиг,
Который не пребывает ни в каких крайностях – ни в сансаре ни в нирване
Это было написано для своей собственной пользы и пользы других монахом
Тхогме, учителем манускриптов и логики, в пещере в Нгулчу Ринчен.