Шри Шанкарачарья
Десятистрофье1
Даща-Шлоки
1. Я не земля, не вода, не огонь и не воздух,
Не пространство2, не орган чувств3, не скопище их.
Ибо невечно все это, пребывающее лишь в сушупти4,
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное5.
2. Я не варна6, не соблюденье правил для варн-и-стадий-жизни,
Нет для меня концентрации, медитации, йоги7 ...
Ибо исчезла иллюзия «я» и «мое», что в не-Сути8 почву находит.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
3. Я не мать, не отец, не боги и не миры,
Не Веды, не жертвоприношенья, не места поклоненья,
Ибо все исчезает в сушупти, становясь пустотой абсолютной9.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
4. Я не учение санкхьяиков, шиваитов иль Панчатантры,
Не учение джайнов, мимансаков10 и прочих,
Ибо высший мне опыт доступен, что дает очищенье11.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
5. Я не вверху, не внизу, не внутри, не снаружи,
Не в центре, не «между», не спереди и не сзади,
Ибо я всюду, подобно пространству, и по природе своей неделим.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
6. Я не бел, не черен, не красен, не желт,
Не тонок, не толст, не короток и не длинен,
И формы лишен, ибо света имею природу.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
7. Я не учитель и не наука, не ученик, не ученье,
Я не «ты» и не «я», и не эта вселенная,
Ибо в истинной сути я просветленье за пределами образов12.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
8. Бденья нет для меня, сновидений иль глубокого сна,
Я не Атман, обусловленный тремя состояньями13,
Ибо их сущность – незнанье; я – Четвертое, за пределами трех14.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
9. Всепроникающ лишь Атман, он – высшая цель15,
Он сам в себе совершенен и без опоры в ином,
А весь этот мир нереален, ибо он от ТОГО отличен.
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное.
10. ТО – не единое даже; как быть второму, иному чем ТО?
Нет абсолютности и не-абсолютности,
Нет пустотности и не-пустотности…
О, как мне выразить то, о чем все Веданты16 гласят?!